В рыночой системе связь между производством и потреблением, координация экономической деятельности осуществляется путем купли - продажи товаров на рынке в условиях конкуренции. Отличительными чертами этой экономической системы являются преобладание частной собственности, наличие конкуренции, рыночный механизм ценообразования, свобода предпринимательской деятельности. Субъектами рынка могут быть физические или юридические лица, а также государство. Рынок представляет собой совокупность отношений товарного обмена и представляет собой систему отдельных взаимосвязанных элементов.
1) Определим затраты на 1 руб. товарной продукции:
Z(1 руб.) = С/В
Z(1 руб.)₀ = С₀/В₀ = 87,6/95.4 = 0,92 (коп./руб.)
Z(1 руб.)₁ = С₁/В₁ = 75,3/98,2 = 0,77 (коп./руб.)
Вычислим изменение затрат на 1 руб. товарной продукции в плановом году по сравнению с отчётным годом:
ΔZ(1 руб.) = Z(1 руб.)₁ -Z(1 руб.)₀
ΔZ(1 руб.) = 0,77 - 0,92 = -0,15 (коп./руб.)
Вывод: Для производства продукции стоимостью 1 руб. в отчётном году затрачено, в среднем, 92 коп., т.е. на каждый рубль приходится 8 коп. прибыли (100-92=8), а планируется затрачивать 77 коп., т.е. на каждый рубль будет приходится 23 коп. прибыли (100-77=23). За счёт организационно-технических мероприятий планируется снизить затраты на 1 рубль товарной продукции и тем самым увеличить прибыль на 15 коп.
2) Вычислим рентабельность продукции в отчётном и плановом годах:
Вычислим плановое изменение рентабельности предприятия:
ΔR=R₁-R₀
ΔR=30,4%-8,9%=+21,5%
Вывод: В отчётном году на каждый рубль затрат предприятие получило 8,9 коп. прибыли, а в результате внедрения организационно-технических мероприятий, планирует получать 30,4 коп. прибыли на 1 руб. затрат, т.е. рентабельность предприятия должна вырасти на 21,5%, что является положительным фактором развития предприятия.
Отличительными чертами этой экономической системы являются преобладание частной собственности, наличие конкуренции, рыночный механизм ценообразования, свобода предпринимательской деятельности.
Субъектами рынка могут быть физические или юридические лица, а также государство. Рынок представляет собой совокупность отношений товарного обмена и представляет собой систему отдельных взаимосвязанных элементов.
Введём обозначения:
Полная себестоимость - С
Выручка от реализации - В
Затраты на 1 руб товарной продукции - Z (1 руб.)
Прибыль - П
Рентабельность - R
Отчётный год (0) Плановый год (1)
С₀=87,6 тыс. руб. С₁=75,3 тыс. руб.
В₀=95,4 тыс. руб. В₁=98,2 тыс. руб.
1) Определим затраты на 1 руб. товарной продукции:
Z(1 руб.) = С/В
Z(1 руб.)₀ = С₀/В₀ = 87,6/95.4 = 0,92 (коп./руб.)
Z(1 руб.)₁ = С₁/В₁ = 75,3/98,2 = 0,77 (коп./руб.)
Вычислим изменение затрат на 1 руб. товарной продукции в плановом году по сравнению с отчётным годом:
ΔZ(1 руб.) = Z(1 руб.)₁ -Z(1 руб.)₀
ΔZ(1 руб.) = 0,77 - 0,92 = -0,15 (коп./руб.)
Вывод: Для производства продукции стоимостью 1 руб. в отчётном году затрачено, в среднем, 92 коп., т.е. на каждый рубль приходится 8 коп. прибыли (100-92=8), а планируется затрачивать 77 коп., т.е. на каждый рубль будет приходится 23 коп. прибыли (100-77=23). За счёт организационно-технических мероприятий планируется снизить затраты на 1 рубль товарной продукции и тем самым увеличить прибыль на 15 коп.
2) Вычислим рентабельность продукции в отчётном и плановом годах:
R= ((В-С)/С) *100%
R₀ = ((В₀-С₀)/С₀) *100%=((95,4-87,6)/87,6)*100%=8,9%
R₁ = ((В₁-С₁)/С₁) *100%=((98,2-75,3)/75,3)*100%=30,4%
Вычислим плановое изменение рентабельности предприятия:
ΔR=R₁-R₀
ΔR=30,4%-8,9%=+21,5%
Вывод: В отчётном году на каждый рубль затрат предприятие получило 8,9 коп. прибыли, а в результате внедрения организационно-технических мероприятий, планирует получать 30,4 коп. прибыли на 1 руб. затрат, т.е. рентабельность предприятия должна вырасти на 21,5%, что является положительным фактором развития предприятия.