Очень ! Чтобы организовать собственную фирму, г-жа X, оставила работу маркетолога с окладом 3000 тыс. руб./мес. Половину необходимых складских помещений она арендует за 30 тыс.руб. в год, а в качестве недостающих площадей при часть своего дома. Покупка оборудования со сроком службы в пять лет обошлась ей в 60 тыс. руб. Годовой фонд з.п. на ее фирме - 115 тыс. руб. Для организация дела она использует 205тыс руб. собственных сбережений, а недостающие для создания товарных запасов 550 тыс. руб. берет в кредит под 20%. Процент по вкладам – 5 % годовых. Годовая выручка – 800 тыс. руб. Какова экономическая прибыль фирмы? Какое решение г-жа N примет опродолжении бизнеса (продолжить или завершить дело)?
Структура рынка (англ. market structure) в экономической теории — конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.
Разновидности структур рынка:
Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба чем больше повышает эффективность, тем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.
Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
Совершенная конкуренция — теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.
Джон Мейнард Кейнс
Роберт Скидельски, британский экономист, кейнсианец, биограф Дж. М. Кейнса[3], пишет о теории Дж. М. Кейнса так[4]:
При том, что Джон Мейнард Кейнс был английским экономистом, предлагавшим, как писал Шумпетер, «прежде всего английские советы для решения именно английских проблем, даже когда эти советы адресовались другим странам», его теории привлекли всеобщее внимание, потому что они появились как раз во время экономического краха, завершившегося Великой депрессией 1929—33 годов. Его выдающееся произведение «Общая теория занятости, процента и денег» (1936) очевидным образом выдержано в понятиях отвлечённых, имеющих всеобщее значение. Это также была попытка объяснить то, что марксисты, тогда и позже, называли «общим кризисом капитализма».
Появление экономической теории Кейнса называют «кейнсианской революцией». С 40-х до первой половины 70-х годов XX века концепция Дж. М. Кейнса занимала доминирующие позиции в правительственных и академических кругах наиболее развитых индустриальных стран Запада[5]. В 1950-е и 1960-е многие положения кейнсианства были поставлены под сомнение представителями неоклассической школы. Появление монетаризма прервало господство кейнсианства, тем не менее, монетаризм использовал концепцию денежного регулирования, разработанную Дж. М. Кейнсом. Именно Кейнсу принадлежит идея создания МВФ. В рамках кейнсианства выделяют следующие направления: неокейнсианство, посткейнсианство[6] и новое кейнсианство.
Под влиянием кейнсианства большинство экономистов пришли к убеждению в полезности и необходимости проведения макроэкономической политики для долго роста, избежания инфляции и рецессий. Однако в 1970-х гг. в Соединённых Штатах снова случился кризис, при котором была высокая безработица и одновременно высокая инфляция, это явление получило название стагфляции. Это ослабило доверие экономистов к кейнсианству. Впоследствии кейнсианцы смогли объяснить в рамках своей модели и явление стагфляции