Распределить следующие предложения по двум типам экономических систем 1. Рыночная экономика
2.командно-административная
Преимущества
1. Возможность реализации личного интереса. Экономические субъекты поступают в соответствии со своими личными экономическими интересами. Стремление наилучшим образом реализовать индивидуальный интерес является основным мотивом экономических поступков.
2. Свободная конкуренция. Существует так называемая совершенная или свободная, конкуренция Она предполагает наличие многих, независимо действующих как продавцов, так и покупателей каждого ресурса и конечного товара или услуги.
3. Путем концентрации усилий на отдельных направлениях экономической деятельности централизованно-плановая система может обеспечить достижение самых передовых позиций даже при общем отставании экономики от наиболее развитых стран.
4. Применяемая система социальных гарантий формирует у человека уверенность и ощущение стабильности. У нормально работающего человека практически нет возможности разбогатеть в короткий срок, но нет и угрозы обнищать, провалиться "на дно" общества. Каждому гарантирована работа, пусть и не всегда высокая, но стабильная и обычно постоянно возрастающая заработная плата.
5. Централизованно-плановая экономика доказала свою жизненность в критические периоды человеческой истории (война, ликвидация разрухи и т.п.). Государство, будучи практически единственным распорядителем ресурсов, в состоянии мобилизовать их в нужном направлении, сознательно ограничивая потребление в других сферах.
Недостатки
1. В условиях отсутствия государственного регулирования экономика становится очень ранимой перед лицом циклического экономического развития, особенно в периоды кризисов.
2. Возникновение отрицательных внешних эффектов рынка, именуемых экстерналиями. Внешние эффекты (экстерналии) характеризуются возникновением в результате рыночных отношений между одними лицами ущерба или дополнительных издержек у других лиц, не являющихся субъектами данных отношений. Возникновение внешних эффектов обусловлено тем, что экономика существует во внешней среде – социальной и природной, через которые и проявляются эти эффекты
3. Утвердившиеся формы хозяйствования сдерживают повышение эффективности производства, поощряют затраты, а не экономию. Потенциал же интенсивного роста этой системы оказывается весьма ограниченным.
4. Социальное иждивенчество. В централизованно-плановой экономике оплачивается в принципе любой хозяйственный результат, даже если он не удовлетворить потребности тех, кому предназначается.
2. Для участников рынка нет полной прозрачности рынка, и они действуют не всегда в соответствии с экономическими принципами.
3. Доступ к рынку для новых продавцов затруднен в силу наличия предпочтений.
4. Предприятия стремятся расширить свою область предпочтений путем индивидуализации своей продукции. Это происходит прежде всего с товарных знаков, наименований и рекламной компании, которые однозначно выделяют различия товаров. Благодаря этому они в ограниченном объеме создают для себя определенное монопольное положение.
В образовании русского централизованного государства в 15-16 вв. имела значение торговля между княжествами. Во внутренней торговле стали участвовать многие социальные группы (ремесленники, крестьяне, служилые люди, дворяне, бояре) , а также монастыри. Основной формой торговли в городах стали ежедневные рынки. Возникли различные Гостинные дворы и торговые ряды с направленной специализацией товаров по видам и географической направленности или принадлежности. Гостинные дворы существовали в основном для оптовой торговли. Розничная и мелкорозничная торговля была сосредоточена в торговых рядах: лоскутный, ветошный, рыбный, охотный и др. Названия рядов полностью соответствовали ассортименту товаров, которые там предлагались к продаже населению.
Стали развиваться различные виды передвижной торговли и разностной торг, которым занимались скупщики, прасолы, коробейники и т. п. Однако остатки феодальной раздробленности и многочисленные внутренние таможенные пошлины задерживали развитие внутренней торговли.
Стала развиваться ярмарочная торговля. Сбором налогов с торговли и таможенными сборами ведал Приказ Большой казны. Успешному развитию торговли в 17 веке содействовал принятый в 1653 году Торговый Устав.
К началу эпохи правления Петра Великого на территории России обозначились четкие тенденции в развитии торговли: