или, если подставить цену покупки pd в уравнение спроса:
q1 = 70 — 2р = 70 – 2 * 23 = 24
итак, после введения налога на потребителей в размере 9 ден.ед. за ед. равновесный объем на рынке составит 24 ед. при равновесной цене (ps ) 14 долл. за ед. введение налога на потребителей :
к сокращению равновесного объема на 6 ед. (30 – 24) и
равновесной цены на 6 долл. (20 – 14).
2. доход государства от введения налога:
за каждую единицу проданного товара государство получит 9 ден.ед. общая сумма налогов, полученных государством, составит:
дг = q1 * t = 24 × 9 = 216 ден.ед.
3. налоговое бремя между покупателями и производителями:
объем покупок потребителей в результате введения налога сократился с 30 ед. до 24 ед., а цена покупки возросла с 20 ден.ед. до 23 ден.ед., т.е. при налоге потребителям каждая единица товара обходится на 3 ден.ед. дороже и они дополнительно тратят: q1 * 3 = 24 × 3 = 72 ден.ед.
в результате введения налога цена продажи сократилась с 20 ден.ед. до 14 ден.ед. за ед. , т.е. за каждую единицу товара производитель получит на 6 ден.ед. меньше и его потери в результате сокращения цены составят:
q1 * 6 = 24 × 6 = 144 ден.ед.
вывод: при введении налога на потребителей производители оплачивают в 2 раза больше налоговых поступлений, чем сами потребители.
Насколько спрос реагирует на изменение цены? Когда цена на товар растет, спрос падает. Это совершенно очевидно. Но в большинстве случаев нам нужно знать больше. Мы захотим узнать, на сколько упадет спрос. Другими словами, мы захотим узнать, как спрос зависит от повышения цены. Возьмем два товара: нефть и цветную капусту. Повышение цены на нефть, скорее всего, вызовет небольшое сокращение спроса на нее. Если люди хотят продолжать ездить на машинах, им придется покупать более дорогой бензин. Одни могут пересесть на велосипеды, другие - сократить количество поездок. Но большинство потребителей не станут меньше пользоваться машиной из-за того, что бензин и дизельное топливо подорожают. Повышение же цены на цветную капусту может вызвать значительное снижение спроса. Причина заключается в том, что существует множество альтернативных овощей, которые человек может купить. Покупая овощи, человек трезво оценивает их стоимость и возьмет только те, цена на которые разумна. Зависимость спроса от изменения цены называется эластичностью спроса по цене. Если известна эластичность спроса по цене, можно предсказать, каким образом сдвиг кривой предложения скажется на цене и количестве производимого товара. Необходимо сравнить размер нужного количества товара с величиной изменения цены. Учитывая, что цена и количество измеряются разными единицами, мы можем измерить их изменения только с процентного или пропорционального соотношения. Таким образом, формула для эластичности спроса по цене для определенного товара представляет собой отношение процентного (или пропорционального) изменения требуемого количества товара к процентному (или пропорциональному) изменению цены: где e – эластичность; ^ – изменение конкретной величины
решение:
1. до введения налога рыночное равновесие составит:
qd = qs
70 - 2р=10 + р
3р=60
р=20
70-2*20=10+20
q0=30 ед.
параметры рыночного равновесия после введения налога:
qd = qs
70 - 2р =10 + р
pd - ps = 9
введение налога на потребителей к росту цены продажи. она составит pd= ps + 9. подставляем pd в уравнение и получим:
70 – 2(ps + 9) = 10 + ps
70 – 2 ps – 18 = 10 + ps
3 ps = 42
ps = 14
pd = 14+9 = 23
подставив равновесную цену ps в уравнение предложения, получим равновесный объем q1:
q1 = 10 + р = 10 + 14 = 24
или, если подставить цену покупки pd в уравнение спроса:
q1 = 70 — 2р = 70 – 2 * 23 = 24
итак, после введения налога на потребителей в размере 9 ден.ед. за ед. равновесный объем на рынке составит 24 ед. при равновесной цене (ps ) 14 долл. за ед. введение налога на потребителей :
к сокращению равновесного объема на 6 ед. (30 – 24) и
равновесной цены на 6 долл. (20 – 14).
2. доход государства от введения налога:
за каждую единицу проданного товара государство получит 9 ден.ед. общая сумма налогов, полученных государством, составит:
дг = q1 * t = 24 × 9 = 216 ден.ед.
3. налоговое бремя между покупателями и производителями:
объем покупок потребителей в результате введения налога сократился с 30 ед. до 24 ед., а цена покупки возросла с 20 ден.ед. до 23 ден.ед., т.е. при налоге потребителям каждая единица товара обходится на 3 ден.ед. дороже и они дополнительно тратят: q1 * 3 = 24 × 3 = 72 ден.ед.
в результате введения налога цена продажи сократилась с 20 ден.ед. до 14 ден.ед. за ед. , т.е. за каждую единицу товара производитель получит на 6 ден.ед. меньше и его потери в результате сокращения цены составят:
q1 * 6 = 24 × 6 = 144 ден.ед.
вывод: при введении налога на потребителей производители оплачивают в 2 раза больше налоговых поступлений, чем сами потребители.