О том, что такое BPMN, написано очень много. Но проблема в том, что почти вся информация, которую можно найти в Интернет, ориентирована на людей, которые уже ранее сталкивались с BPMN или с другим стандартом моделирования бизнес-процессов. Я же предлагаю разобраться «с нуля» — что такое BPMN? В чем особенности и преимущества этой технологии и почему она появилась и оказалась столь востребованной, по крайней мере, за рубежом. Да и у нас в стране ей все больше и больше интересуются.
Также я хочу сразу обратить ваше внимание на то, что здесь я буду говорить именно о нотации BPMN, т.е. о языке моделирования бизнес-процессов. Я, конечно, постараюсь максимально просто описать основы BPMN так, чтобы они были понятны даже новичкам. Но также важно понимать, что здесь я буду говорить именно о языке, а не о методологии.
Методология моделирования бизнес-процессов — это понятие очень обширное, по сути, это та самая база, знания которой нужны для практического применения языков моделирования бизнес-процессов. О ней я буду говорить в будущих статьях и не раз. Почему я делаю на этом акцент? Многие люди (и я в свое время также) считают, что достаточно выучить язык бизнес-моделирования, и вы сумеете выстраивать бизнес-процессы.
Практика показывает, что без базовых знаний здесь не обойтись. И всем, кто только планирует изучение моделирования, я настоятельно советую сначала ознакомиться с методологией, понять общие принципы бизнес-моделирования, получить определенные навыки бизнес-анализа. И только потом приступать к изучению BPMN или любого другого языка.
А для понимания причин появления BPMN и всех нюансов моделирования при этой системы нотаций, понадобится также знание основных проблем, которые решает BPMN, что для работы использовали до появления BPMN, и с какими сложностями сталкивались. Ведь появление новых систем и нотаций невозможно без понимания определенной проблематики. И я считаю, что этот аспект очень важен для понимания сути вопроса, что же такое на самом деле BPMN.
Лично я познакомился впервые с BPMN около восьми лет назад, когда начал изучать систему Bizagi Modeler. Заинтересовался я этой системой по причине того, что давно уже понимал всю важность моделирования. До этого я лично пользовался IDEF0 и IDEF3, но там я сталкивался с определенными ограничениями. Дело в том, что IDEF0 несколько ограничен по числу возможностей. А IDEF3 мне лично показался излишне строгим и «сухим», в нем было сложно моделировать многие виды бизнес-процессов с участием программных продуктов.
В то время Bizagi был относительно простым модулем, в котором присутствовал удобный редактор для моделирования (рисования) бизнес процессов, но еще не было никаких инструментов для исполнения бизнес-процессов. Но даже тогда строгие правила BPMN, принятые в системе избегать значительного числа ошибок, столь частых при обычном «рисовании» бизнес-процессов в графических редакторах или на бумаге.
В поисках оптимального решения для себя я изучал ARIS, инструменты 1С для бизнес-моделирования, различные системы моделирования бизнес-процессов, которые были придуманы различными бизнес-консультантами, как российскими, так и зарубежными. И, конечно же, познакомился с нотацией BPMN.
При первом знакомстве BPMN мне во многом понравился, идея была очень хорошей, а вот исполнение на тот момент с моей точки зрения еще было «сырым». И полноценно пользоваться BPMN я начал около 3 лет назад, после того, как задачи, которые я стал решать, усложнились настолько, что IDEF0 применять полноценно никак не получалось. И оказалось, что нотация развивалась, и теперь я активно пользуюсь BPMN в своей работе.
На основе данных, приведенных в таблице, определите равновесную цену товара и равновесный объем продаж. Заполните 4-ю колонку и объясните ответы.
Цена, д.ед. Объем спроса, млн. шт. Объем предложения, млн. шт. Избыток (+), или дефицит (-) товара, млн. шт.
80 9 3 Дефицит 6
100 8 5 Дефицит 3
120 7 7 0
140 6 9 Избыток 3
160 5 11 Избыток 6
1. Используя приведенные выше даны, изобразите графики спроса и предложения.
2. Почему цена, равная 100 д. ед, не станет равновесной? Почему не станет ею и цена, равная 140 д. ед.?
3. Предположим, что государство установило потолок цены на данный товар на уровне 100 д. ед. Объясните, какие последствия повлечет за собой такой уровень цены.
Решение
Вспомним сначала, что равновесная цена проявляется тогда, когда объем спроса равен объему предложения. В таблице показано, что при объеме спроса 7 млн шт и объеме предложения 7 млн штук цена будет 120 денежных единиц. Эта цена и будет равновесной.
При 100 руб и 80 руб характерен дефицит, так как спрос превышает предложение. А при 140 руб и 160 руб мы видим избыток, так как предложение превышает спрос.
Давайте вычислим объем продаж при цене 140 руб.
При Р = 140 руб. объем продаж будет 6 тыс. шт., т.е. равен объему спроса.
Итак, рост потребительских расходов превысил потребление товара на 5 тыс. шт. при каждом уровне цен.
Каковы будут равновесная цена и равновесный объем производства?
Р Спрос Предложение
80 9 + 5 = 14 3
100 8 + 5 = 13 5
120 7 + 5 = 12 7
140 6 + 5 = 11 9
160 5 + 5 = 10 11
Р = 160; спрос = предложение = 10
1) фото.1
2) потому что при цене 140 и 100 руб объем спроса не равен объему предложения, это видно по таблице. При 100 руб – дефицит, при 140 – избыток.
3) Если государство устанавливает "потолок" цен, то первоначально потребители могут приобрести определенный товар по цене ниже равновесной. Начинает формироваться повышенный спрос. Но впоследствии это, закономерно, приводит к дефициту товаров и формированию теневого рынка, что в итоге оборачивается превышением цены над равновесием. Политика государства по фиксированию цен н на уровне ниже равновесной рыночной цены отрицательно влияет на экономику и росту социальной напряженности.
Задача 15
Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Функ¬ция общих затрат представлена в таблице. Цена на продукцию в от¬расли — 8 руб. за шт.
Выпуск продукции, Q, шт. Общие затраты, ТС, руб.
0 6
1 10
2 12
3 16
4 22
5 30
1) Какое количество продукции должна произвести фирма, чтобы получить максимальную прибыль? Чему она будет равна?
2) Чему будут равны общий доход и общие издержки фирмы?
3) Определите по графику цены и количества продукции, при которых:
— фирма будет иметь нулевую прибыль?
— фирма вынуждена покинуть рынок?
Решение
Q, шт. ТС, руб. TR, руб прибыль MC VC AVC
0 6 0 -6 0 -
1 10 8 -2 4 4 4
2 12 16 4 2 6 3
3 16 24 8 4 10 3,33
4 22 36 14 6 16 4
5 30 40 10 8 24 4,8
В таблице представлены:
Q – выпуск продукции, ТС – общие затраты, TR – общий объем реализации продукции, MC – предельные издержки, VC – издержки, зависимые от объема производства (сырье, зарплата), AVC –средние переменные затраты на выпуск 1 шт продукции.
1) Итак, отметим для начала формулу, характеризующую условие равновесия фирмы в условиях совершенной конкуренции: P(цена) =MC=MR=AC. И будем на нее опираться. А также не забываем общее условие максимализации прибыли MR=MC.
А) Заполним первую строку: TR=0, так как выпуск продукции равен 0, а прибыль в таком случае будет -6, так как ТС=6.
MC = Δ ТR/ ΔQ (графу мы не заполняем, так как изменений в объемах реализации нет, потому что продукции нет)
VC=0, так как затрат нет ибо нет продукции и графу AVC мы также не заполняем.
Б) Заполняем вторую строку: TR=8 руб (по условию задачи), прибыль равна TR-TC, то есть 8-10=-2.
MC= Δ ТC/ ΔQ
Δ ТC =TC2-TC1= 10-6=4 руб
MC=4/1=4
Теперь найдем VC из формулы MC= ΔVC/ ΔQ, значит ΔVC=MC* ΔQ
VC=4*(1-0) = 4*1=4
Найдем AVC по формуле AVC=VC/Q
AVC=4/1=4
В) 3-я строка: TR=2*8=16 (так как уже 2 шт продукции), прибыль составит 16-12=4
Δ ТC= 2, ΔQ=1, MC=2
Δ VC= 2*1
VC-4=2; VC=6
AVC=6/2=3
Таким я заполнил таблицу, в уме подставляя числа под формулы.
Из таблицы видно, что минимум AVC составляет 3 руб, т.е. цена должна быть меньше 3 руб. за единицу продукции, чтобы предприятие прекратило производство продукции. Предприятие максимизирует прибыль при объеме производства 4 единиц продукции. Прибыль при этом составит 14 руб., т.е. будет максимальной при этих условиях.
ответы на 2 вопрос содержатся в таблице.
Также в таблице видно, что фирма не будет иметь нулевую прибыль.
Также я хочу сразу обратить ваше внимание на то, что здесь я буду говорить именно о нотации BPMN, т.е. о языке моделирования бизнес-процессов. Я, конечно, постараюсь максимально просто описать основы BPMN так, чтобы они были понятны даже новичкам. Но также важно понимать, что здесь я буду говорить именно о языке, а не о методологии.
Методология моделирования бизнес-процессов — это понятие очень обширное, по сути, это та самая база, знания которой нужны для практического применения языков моделирования бизнес-процессов. О ней я буду говорить в будущих статьях и не раз. Почему я делаю на этом акцент? Многие люди (и я в свое время также) считают, что достаточно выучить язык бизнес-моделирования, и вы сумеете выстраивать бизнес-процессы.
Практика показывает, что без базовых знаний здесь не обойтись. И всем, кто только планирует изучение моделирования, я настоятельно советую сначала ознакомиться с методологией, понять общие принципы бизнес-моделирования, получить определенные навыки бизнес-анализа. И только потом приступать к изучению BPMN или любого другого языка.
А для понимания причин появления BPMN и всех нюансов моделирования при этой системы нотаций, понадобится также знание основных проблем, которые решает BPMN, что для работы использовали до появления BPMN, и с какими сложностями сталкивались. Ведь появление новых систем и нотаций невозможно без понимания определенной проблематики. И я считаю, что этот аспект очень важен для понимания сути вопроса, что же такое на самом деле BPMN.
Лично я познакомился впервые с BPMN около восьми лет назад, когда начал изучать систему Bizagi Modeler. Заинтересовался я этой системой по причине того, что давно уже понимал всю важность моделирования. До этого я лично пользовался IDEF0 и IDEF3, но там я сталкивался с определенными ограничениями. Дело в том, что IDEF0 несколько ограничен по числу возможностей. А IDEF3 мне лично показался излишне строгим и «сухим», в нем было сложно моделировать многие виды бизнес-процессов с участием программных продуктов.
В то время Bizagi был относительно простым модулем, в котором присутствовал удобный редактор для моделирования (рисования) бизнес процессов, но еще не было никаких инструментов для исполнения бизнес-процессов. Но даже тогда строгие правила BPMN, принятые в системе избегать значительного числа ошибок, столь частых при обычном «рисовании» бизнес-процессов в графических редакторах или на бумаге.
В поисках оптимального решения для себя я изучал ARIS, инструменты 1С для бизнес-моделирования, различные системы моделирования бизнес-процессов, которые были придуманы различными бизнес-консультантами, как российскими, так и зарубежными. И, конечно же, познакомился с нотацией BPMN.
При первом знакомстве BPMN мне во многом понравился, идея была очень хорошей, а вот исполнение на тот момент с моей точки зрения еще было «сырым». И полноценно пользоваться BPMN я начал около 3 лет назад, после того, как задачи, которые я стал решать, усложнились настолько, что IDEF0 применять полноценно никак не получалось. И оказалось, что нотация развивалась, и теперь я активно пользуюсь BPMN в своей работе.
Объяснение:
Задача 52
На основе данных, приведенных в таблице, определите равновесную цену товара и равновесный объем продаж. Заполните 4-ю колонку и объясните ответы.
Цена, д.ед. Объем спроса, млн. шт. Объем предложения, млн. шт. Избыток (+), или дефицит (-) товара, млн. шт.
80 9 3 Дефицит 6
100 8 5 Дефицит 3
120 7 7 0
140 6 9 Избыток 3
160 5 11 Избыток 6
1. Используя приведенные выше даны, изобразите графики спроса и предложения.
2. Почему цена, равная 100 д. ед, не станет равновесной? Почему не станет ею и цена, равная 140 д. ед.?
3. Предположим, что государство установило потолок цены на данный товар на уровне 100 д. ед. Объясните, какие последствия повлечет за собой такой уровень цены.
Решение
Вспомним сначала, что равновесная цена проявляется тогда, когда объем спроса равен объему предложения. В таблице показано, что при объеме спроса 7 млн шт и объеме предложения 7 млн штук цена будет 120 денежных единиц. Эта цена и будет равновесной.
При 100 руб и 80 руб характерен дефицит, так как спрос превышает предложение. А при 140 руб и 160 руб мы видим избыток, так как предложение превышает спрос.
Давайте вычислим объем продаж при цене 140 руб.
При Р = 140 руб. объем продаж будет 6 тыс. шт., т.е. равен объему спроса.
Итак, рост потребительских расходов превысил потребление товара на 5 тыс. шт. при каждом уровне цен.
Каковы будут равновесная цена и равновесный объем производства?
Р Спрос Предложение
80 9 + 5 = 14 3
100 8 + 5 = 13 5
120 7 + 5 = 12 7
140 6 + 5 = 11 9
160 5 + 5 = 10 11
Р = 160; спрос = предложение = 10
1) фото.1
2) потому что при цене 140 и 100 руб объем спроса не равен объему предложения, это видно по таблице. При 100 руб – дефицит, при 140 – избыток.
3) Если государство устанавливает "потолок" цен, то первоначально потребители могут приобрести определенный товар по цене ниже равновесной. Начинает формироваться повышенный спрос. Но впоследствии это, закономерно, приводит к дефициту товаров и формированию теневого рынка, что в итоге оборачивается превышением цены над равновесием. Политика государства по фиксированию цен н на уровне ниже равновесной рыночной цены отрицательно влияет на экономику и росту социальной напряженности.
Задача 15
Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Функ¬ция общих затрат представлена в таблице. Цена на продукцию в от¬расли — 8 руб. за шт.
Выпуск продукции, Q, шт. Общие затраты, ТС, руб.
0 6
1 10
2 12
3 16
4 22
5 30
1) Какое количество продукции должна произвести фирма, чтобы получить максимальную прибыль? Чему она будет равна?
2) Чему будут равны общий доход и общие издержки фирмы?
3) Определите по графику цены и количества продукции, при которых:
— фирма будет иметь нулевую прибыль?
— фирма вынуждена покинуть рынок?
Решение
Q, шт. ТС, руб. TR, руб прибыль MC VC AVC
0 6 0 -6 0 -
1 10 8 -2 4 4 4
2 12 16 4 2 6 3
3 16 24 8 4 10 3,33
4 22 36 14 6 16 4
5 30 40 10 8 24 4,8
В таблице представлены:
Q – выпуск продукции, ТС – общие затраты, TR – общий объем реализации продукции, MC – предельные издержки, VC – издержки, зависимые от объема производства (сырье, зарплата), AVC –средние переменные затраты на выпуск 1 шт продукции.
1) Итак, отметим для начала формулу, характеризующую условие равновесия фирмы в условиях совершенной конкуренции: P(цена) =MC=MR=AC. И будем на нее опираться. А также не забываем общее условие максимализации прибыли MR=MC.
А) Заполним первую строку: TR=0, так как выпуск продукции равен 0, а прибыль в таком случае будет -6, так как ТС=6.
MC = Δ ТR/ ΔQ (графу мы не заполняем, так как изменений в объемах реализации нет, потому что продукции нет)
VC=0, так как затрат нет ибо нет продукции и графу AVC мы также не заполняем.
Б) Заполняем вторую строку: TR=8 руб (по условию задачи), прибыль равна TR-TC, то есть 8-10=-2.
MC= Δ ТC/ ΔQ
Δ ТC =TC2-TC1= 10-6=4 руб
MC=4/1=4
Теперь найдем VC из формулы MC= ΔVC/ ΔQ, значит ΔVC=MC* ΔQ
VC=4*(1-0) = 4*1=4
Найдем AVC по формуле AVC=VC/Q
AVC=4/1=4
В) 3-я строка: TR=2*8=16 (так как уже 2 шт продукции), прибыль составит 16-12=4
Δ ТC= 2, ΔQ=1, MC=2
Δ VC= 2*1
VC-4=2; VC=6
AVC=6/2=3
Таким я заполнил таблицу, в уме подставляя числа под формулы.
Из таблицы видно, что минимум AVC составляет 3 руб, т.е. цена должна быть меньше 3 руб. за единицу продукции, чтобы предприятие прекратило производство продукции. Предприятие максимизирует прибыль при объеме производства 4 единиц продукции. Прибыль при этом составит 14 руб., т.е. будет максимальной при этих условиях.
ответы на 2 вопрос содержатся в таблице.
Также в таблице видно, что фирма не будет иметь нулевую прибыль.