1. Создание максимально крупных предприятий являлось средством снижения средних затрат на производство и исключением конкуренции в условиях планово-командной экономики. Была запущенность всех секторов экономики, которые должны были бы удовлетворять нужды граждан: это сельское хозяйство, производство потребительских товаров, служба быта, жилищное строительство, медицина, сфера досуга и т. д. Десятилетиями людям платили мизерную зарплату, а все доходы государство вкладывало в армию и оборонные предприятия. Гигантские предприятия превращались в организацию жизни граждан: в СССР доля предприятий с численностью занятых в них свыше 1000 человек в 1987 г. составляла 74%. Был очень низкий уровень качества продукции и расточительное использование всех ресурсов, порожденные отсутствием конкуренции. По уровню производительности труда Россия сейчас находится лишь на 37-м месте в мире. Неразвитость многих важнейших экономических механизмов приходится сегодня создавать практически с нуля (банковская система, система торговли, рынок ценных бумаг и т. д.). Все это усугублялось ликвидацией частной собственности, повсеместной заменой собственностью государства. В итоге родилось уникальное социально-экономическое устройство советской экономики, доставшееся России по наследству после распада СССР. В этом устройстве государство играло основную роль при решении практически любых задач в жизни как предприятия, так и отдельного гражданина, т.к. государственные чиновники распоряжались всеми типами ресурсов и благ, а все люди работали на единственного работодателя — государство. По состоянию на ноябрь 2000 г. почти 70 тыс. предприятий имели неплатежи, общая сумма таких неплатежей составила 34,6% по отношению к валовому внутреннему продукту всей страны (против 19,5% в 1994 г.). Такое устройство российского «рынка» стало возможным потому, что директора российских предприятий уже в 1992 г. сообразили: если долги есть у отдельных предприятий, то это вина самого предприятия. Но если долги есть у всех, и огромные, то это проблема государства. И пусть государство само ее и решает! Подобная экономическая логика оказалась возможной потому, что в 1992 г. все предприятия в стране были государственными и потому никакое банкротство им не угрожало. Ведь банкротство — это разорение собственника фирмы, а как государство-собственник могло объявить о банкротстве ему же принадлежащего предприятия? И потому государство было вынуждено отступить под давлением директоров предприятий и провести так называемый «взаимозачет неплатежей». До сих пор не работает как следует механизм банкротства, а экономические результаты приватизации оказались куда меньше, чем ожидалось. Но если Россия сохранит взятый курс, то постепенно ситуация начнет улучшаться.
Создание максимально крупных предприятий являлось средством снижения средних затрат на производство и исключением конкуренции в условиях планово-командной экономики.
Была запущенность всех секторов экономики, которые должны были бы удовлетворять нужды граждан: это сельское хозяйство, производство потребительских товаров, служба быта, жилищное строительство, медицина, сфера досуга и т. д. Десятилетиями людям платили мизерную зарплату, а все доходы государство вкладывало в армию и оборонные предприятия. Гигантские предприятия превращались в организацию жизни граждан: в СССР доля предприятий с численностью занятых в них свыше 1000 человек в 1987 г. составляла 74%. Был очень низкий уровень качества продукции и расточительное использование всех ресурсов, порожденные отсутствием конкуренции. По уровню производительности труда Россия сейчас находится лишь на 37-м месте в мире. Неразвитость многих важнейших экономических механизмов приходится сегодня создавать практически с нуля (банковская система, система торговли, рынок ценных бумаг и т. д.). Все это усугублялось ликвидацией частной собственности, повсеместной заменой собственностью государства.
В итоге родилось уникальное социально-экономическое устройство советской экономики, доставшееся России по наследству после распада СССР. В этом устройстве государство играло основную роль при решении практически любых задач в жизни как предприятия, так и отдельного гражданина, т.к. государственные чиновники распоряжались всеми типами ресурсов и благ, а все люди работали на единственного работодателя — государство. По состоянию на ноябрь 2000 г. почти 70 тыс. предприятий имели неплатежи, общая сумма таких неплатежей составила 34,6% по отношению к валовому внутреннему продукту всей страны (против 19,5% в 1994 г.). Такое устройство российского «рынка» стало возможным потому, что директора российских предприятий уже в 1992 г. сообразили: если долги есть у отдельных предприятий, то это вина самого предприятия. Но если долги есть у всех, и огромные, то это проблема государства. И пусть государство само ее и решает! Подобная экономическая логика оказалась возможной потому, что в 1992 г. все предприятия в стране были государственными и потому никакое банкротство им не угрожало. Ведь банкротство — это разорение собственника фирмы, а как государство-собственник могло объявить о банкротстве ему же принадлежащего предприятия? И потому государство было вынуждено отступить под давлением директоров предприятий и провести так называемый «взаимозачет неплатежей». До сих пор не работает как следует механизм банкротства, а экономические результаты приватизации оказались куда меньше, чем ожидалось. Но если Россия сохранит взятый курс, то постепенно ситуация начнет улучшаться.
Премьер-министр провел встречу с предпринимателями
Премьер-министр Никол Пашинян провел встречу с участниками Союза
промышленников и предпринимателей Республики Армения,
представляющими действующие в различных секторах экономики
компании. Премьер-министр отметил, что целью встречи является
обсуждение текущей экономической ситуации в стране. «Мы должны с
сожалением констатировать, что темпы экономического роста 2019 года и
первого квартала 2020 года утеряны, нам нужно обсудить, как мы будем
выходить из возникшего кризиса. В апреле 2020 года было сокращено около
70 тыс. рабочих мест, это стало для правительства сигналом, что наша
политика должна быть более сбалансированной в выборе между экономикой
и здравоохранением. Премьер-министр констатировал, что уже в мае
большинство сокращенных рабочих мест было восстановлено. Статистика
свидетельствует, что в июне 2020 года по сравнению с июнем 2019 года
больше рабочих мест, более того, с большим фондом заработной платы и
более высокой средней зарплатой.
Коснувшись ситуации с коронавирусом, премьер-министр отметил, что в
целом она остается напряженной, но с другой стороны видно, что нагрузка
на систему здравоохранения уменьшается.
В ходе встречи премьер министр подчеркнул, что необходимо работать не
только над тем, чтобы просто преодолеть экономический кризис, но и
создать экономику качественно нового уровня и нового типа (стать страной
с высокотехнологичной, индустриальной экономикой; с экономикой,
ориентированной на экспорт).
Председатель Союза промышленников и предпринимателей
(работодателей) РА Арсен Казарян поблагодарил премьер-министра
и добавил, что экономика в настоящее время вступает в стадию
восстановления. В частности, Арсен Казарян подчеркнул важность
реализованных программ по сохранению рабочих мест и поддержке малого
бизнеса, а также важность решения правительства предоставлять
беспроцентные кредиты перерабатывающим компаниям.
На встрече были обсуждены существующие в сферах строительства,
промышленности, информационных технологий, переработки