Задача 1. Спрос и предложение товара на рынке заданы уравнениями: Qd = 15 – P и Qs = 5 + 4P, где Qd и Qs — количество спроса и количество предложения товара, а P — цена товара. Государство с целью поддержки производителей перспективной отрасли выделяет субсидию в размере 1 рубль на каждую проданную единицу товара. Определите: 1) равновесные значения цены и количества товара до и после введения субсидии;
2) общий объем выплат из бюджета и их распределение между покупателями и продавцами;
3) изменение излишков продавцов и покупателей;
4) потери от мертвого груза.
5) приведите графическую иллюстрацию к решению задачи.
Задача 2. Спрос на арендуемые квартиры Qd = 20000 – 10P (Q — количество квартир, P — ежемесячная плата в ден. ед.). Предложение жилья для аренды: Qs = – 1000 + 5P. Муниципалитет решил ввести налог на собственников сдаваемого в аренду жилья в размере 600 ден. ед. с квартиры. Определите:
1) равновесные значения цены и количества сдаваемых квартир до и после введения налога;
2) совокупный объем налоговых поступлений в бюджет и налоговое бремя покупателей и продавцов;
3) изменение излишков продавцов и покупателей;
4) потери мертвого груза;
5) приведите графическую иллюстрацию к решению задачи.
Задача 3. Ежегодный спрос на сигареты описывается функцией: Qd = 280 – 4P (Q — количество сигарет в млрд пачек, P — цена одной пачки сигарет в ден. ед.). Функция ежегодного предложения сигарет: Qs = – 210 + 10P. Государство установило квоту на производство сигарет в объеме 100 млрд пачек в год. Определите:
1) равновесные значения цены и количества пачек сигарет до и после установления квоты;
2) изменение излишков продавцов и покупателей;
3) потери мертвого груза;
4) приведите графическую иллюстрацию к решению задачи.
Задача 4. Ежегодный спрос на алкогольную продукцию описывается функцией: Qd = 1200 – 2P (Q — количество алкогольной продукции в тыс. литров, P — цена одного литра в ден. ед.). Функция ежегодного предложения алкогольной продукции: Qs = – 390 + P. Государство установило квоту на производство алкоголя в объеме 40 тыс. литров в год. Определите:
1) равновесные значения цены и количества проданного алкоголя до и после установления квоты;
2) выигрыш потребителей и выигрыш производителей до и после введения квоты;
3) изменение излишков продавцов и покупателей;
4) потери мертвого груза;
5) приведите графическую иллюстрацию к решению задачи.
Задача 5. Спрос и предложение товара на рынке заданы уравнениями: Qd = 4000 – 10P и Qs = – 200 + 2P, где Qd и Qs — количество спроса и количество предложения товара, а P — цена товара. Государство планирует ввести потоварный налог на продавца. Ожидаемый результат от налоговой политики — сумма собранных налогов должна быть равна 24 000 ден. ед., ставка налога не должна превышать 200 ден. ед. Определите:
1) равновесные значения цены и количества товара до введения налога;
2) ставку налога на единицу продукции;
3) равновесные значения цены и количества товара после введения налога;
4) распределение налогового бремени между покупателями и продавцами;
5) изменение излишков продавцов и покупателей;
6) потери от мертвого груза;
7) приведите графическую иллюстрацию к решению задачи.
Нужны именно решения, ответы есть:
1) Ре = 2, Qe = 13; Qe’ = 13,8, Pe’ = 1,2; 2) G = 13,8, Gпок. = 11,04, Gпрод. = 2,76; 3) ∆PS = 2,68, ∆CS = 10,72; 4) DWL = 0,4.
2. 1) Ре = 1400, Qe = 6000; Qe’ = 4000, Pe’ = 1600;
2) T = 2 400 000, Тпок. = 800 000, Тпрод. = 1 600 000;
3) ∆PS = 2 000 000, ∆CS = 1000 000; 4) DWL = 600 000.
3. 1) Ре = 35, Qe = 140; Qe’ = 100, Pe’ = 45; 2) ∆PS = 920, ∆CS = 1200;
3) DWL = 280.
4. 1) Ре = 530, Qe = 140; Qe’ = 40, Pe’ = 580;
2) CS1 = 4900, PS1 = 9800, CS2 = 400, PS2 = 6800;
3) ∆PS = – 3000, ∆CS = 4500; 4) DWL = 7500.
5. 1) Ре = 350, Qe = 500; 2) t = 60; 3) Qe’ = 400, Pe’ = 360;
4) Тпок. = 4000, Тпрод. = 20 000; 5) ∆PS = 22 500, ∆CS = 4500;
6) DWL = 3000.
Відповідь:
Сравнение (плюсы и минусы) рыночных структур
Выделяют четыре основных типа рыночных структур:
- совершенная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- монополия.
Рассмотрим плюсы и минусы рыночных структур в зависимости от их типа.
Совершенная конкуренция — это модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену произ¬водителям стандартизирован ной продукции.
Преимущества совершенной конкуренции:
- оптимальное ценообразование;
- производственная эффективность;
- оптимальное распределение ресурсов;
к саморегулированию.
Вместе с тем рынок совершенной конкуренции имеет и ряд недостатков:
- создаёт для фирм и потребителей равенство возможностей, но не гарантирует равенства результатов;
Учитывает лишь те издержки, которые окупаются фирмами, не предусматривает производства общественных благ;
- стремление к максимизации прибыли за счёт экономии на издержках ведёт к загрязнению окружающей среды и истощению невоспроизводимых естественных ресурсов;
- малые предприятия часто оказываются не использовать наиболее эффективную современную технику и вытесняются крупными фирмами;
- не учитывает в полной мере потребительских предпочтений и вкусов, так как отсутствует дифференциация продукции.
Монополистическая конкуренция характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар.
Преимущества рынка монополистической конкуренции:
- дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя;
- сильная конкуренция удерживает цены близко к уровню предельных издержек, которые находятся на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне;
- рыночная власть отдельной фирмы сравнительно мала, так что фирмы, большей частью, получают, а не устанавливают цены;
- рынок наиболее благоприятен для покупателей.
К недостаткам рынка монополистической конкуренции относят:
- нестабильность рыночных условий и неопределённость малого бизнеса;
- малые размеры фирм и жёсткое действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска, проведения НИОКР и инновационной деятельности, так как для этого необходим достаточно высокий минимальный размер предприятия.
Олигополия — это тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействую¬щих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объе¬мы продаж).
Преимущества олигополии:
- так как олигополисты взаимозависимы, они устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их редко и осторожно;
- нет искусственных цен;
- власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно меньше потерь от сознательного недопроизводства;
- постоянно осуществляются мероприятия по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности и продукта, а также по снижению издержек в целях укрепления конкурентных позиций и приобретения конкурентных преимуществ.
Недостатки олигополии:
- технологические и др. барьеры высоки, следовательно, снижаются стимулы для разработки и внедрения технологических новинок, нет стимулов к удешевлению продукции;
- барьеры ограничивают конкуренцию с новыми фирмами;
- при кооперативном поведении – опасность перерождения олигополии в монополию.
Монополия — это тип рыночной структуры, характери¬зующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контроли¬рующей цену.
Преимущества монополии:
- укрупнение масштабов производства приводит к снижению издержек и экономии ресурсов;
- в случае экономического кризиса монополистические объединения держатся дольше других компаний и раньше них начинают выходить из кризиса. За счет этого сдерживается спад производства и безработица;
- часто продукция монополистических фирм отличается высоким качеством, за счет чего они и завоевывают господствующее положение на рынке;
- благодаря монополизации может повышаться эффективность производства. Ведь только крупное предприятие имеет достаточно средств для проведения различных исследований и разработок.
Недостатки монополии:
- возможность перекладывать издержки компании-производителя на конечного покупателя, не имеющего возможности оказывать влияние на производителя. Это достигается увеличением цен, что снижает жизненный уровень населения;
- блокирование научно-технического прогресса из-за отсутствия конкуренции;
- экономия монополистом собственных средств за счет снижения качества производимой продукции и услуг;
- замена экономического механизма формой административной диктатуры.
Пояснення:
1)Толковый словарь Ушакова:
Крайняя бедность, недостаток в самом необходимом.
2)Прожиточный минимум — стоимостная величина достаточного для обеспечения нормального функционирования организма человека и сохранения его здоровья, набора пищевых продуктов, а также минимального набора непродовольственных товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных социальных и культурных потребностей
Минимальный уровень дохода рассчитывают ежеквартально на федеральном уровне и отдельно в каждом из субъектов России. Величину в целом по России определяет Правительство РФ исходя из стоимости потребительской корзины. Стоимость корзины пересматривают ежеквартально и корректируют в сторону понижения или повышения.
3)Чем ты богаче - тем больше налоги(имущество , машины и т.д.) тут можно самому догадаться
4)Работающее население будет платить более крупные налоги, что государство могло выплатить пенсии и льготы пенсионерам. Такая ситуация в Прибалтике, например Литва