Задача 2. Нарисуйте на одном графике кривые спроса и предложения (произвольно). Что произойдет с кривыми спроса и предложения и как изменятся равновесный объем продаж и равновесная цена, если:
а) уменьшится число фирм в отрасли и цена на взаимодополняемые товары повыповысится;
б) в производство внедряется новая технология, а число потребителей товара увеличится;
в) повысились цены на используемые ресурсы, а цена на товар – заменитель повысилась;
г) государство повысило налоги на прибыль, а потребители ожидают рост цен?
Задача 3.
Функция спроса на данный товар имеет вид Qd = 10-P, а функция предложения имеет вид Qs = -5+2P.
Определить равновесную цену и равновесный объем продаж.
Предположим, что на данный товар установлена фиксированная цена на уровне:
а) 4 ден. ед. б) 6 ден. ед.
В каком состоянии будет рынок? Чему равен избыток спроса (дефицит) или избыток предложения (излишек)?
Задача 4.
Определите коэффициент эластичности спроса по цене, если известно, что при цене 20 ден. ед. объем спроса 600 шт., а при цене 80 ден. ед. объем спроса 200 шт. Каков характер спроса с точки зрения эластичности?
Задача 5.
а). Небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частный контроль над ценами;
б). большое количество компаний производят различную продукцию при очень слабом контроле над ценами;
в). однородная продукция производится двумя фирмами при частичном контроле над ценами;
г). в США 50 самых крупных мощных компаний осуществляют 94% выпуска различных продуктов нефтепереработки;
д). в авиастроении США на долю 8 крупнейших фирм приходится 81% продаж.
Проведите анализ представленных утверждений и попытайтесь ответить на следующие вопросы:
1. какой тип рыночной структуры представлен в пунктах а-г?
2. какую рыночную структуру отражает утверждение д?
3. характерные рыночные черты какой рыночной структуры представлены в утверждении е?
Задача 6.
а). В США необходимо получить лицензию от органов власти на открытие частной практики в медицине и юриспруденции;
б). В России собственность на природные ресурсы является государственной, кроме того, многие из этих ресурсов являются невоспроизводимыми;
в). При развитом законодательстве в области авторского права фирма, как правило, защищает свою продукцию патентом, а также исключительным правом для себя на копирование.
Проанализируйте предложенные примеры и сформулируйте ответы на вопросы:
1) что такое входные барьеры к вступлению в отрасль?
2) в чем состоит проблема входных барьеров?
3) как можно классифицировать входные барьеры?
Задача 7.
Вы стали обладателем большого состояния, доставшегося Вам в наследство, и решили открыть собственное дело: создать завод (фирму) по производству автомобилей. Какие барьеры для вступления в эту отрасль Вам придется преодолеть:
а). эффект масштаба;
б). финансовые барьеры;
в). лицензии;
г). связи с исполнительной или законодательной властью;
д). необходимость дачи взятки;
е). рекламная компания;
ж). нечестная конкуренция со стороны уже функционирующих автомобильных фирм.
Одинаково ли значение этих пунктов для Вас в России и в стране с развитой рыночной экономикой, например, США, Франция, Германия?
Задача 8.
Допустим, что в отрасли существуют всего 4 фирмы, т.е. представлен олигополистический рынок. Каким путем фирма-олигополист предпочтет максимизировать прибыль:
1) повышением цен на свою продукцию;
2) улучшением качества своих товаров;
3) активной рекламной политикой;
4) снижением цен на свою продукцию;
5) разработкой явного или неявного соглашения о совместной ценовой политике с другими фирмами этой же отрасли;
6) снижением издержек?
Задача 9.
В отношении каких нижеприведенных случаев, с Вашей точки зрения, было целесообразно применить антимонопольное законодательство:
1) на основе тайного сговора директора несколько фабрик по производству бытовых электроприборов устанавливают единые цены на свою продукцию, что позволяет им диктовать условия продаж в отрасли;
2) происходит слияние одной из многочисленных страховых компаний и завода по производству синтетических волокон;
3) происходит слияние нескольких заводов по производству синтетических волокон;
4) завод по производству химических удобрений, благодаря внедрению новой технологии и полученному эффекту экономии на масштабах производства, имеет возможность диктовать условия продаж отрасли?
Задача 10.
Часто можно слышать утверждение, что так называемый «мелкий бизнес» - это и есть субъект монополистической конкуренции с дифференциацией продукта. Что общего, например, у следующих фирм:
а). мелкая сельскохозяйственная семейная фирма, выращивающая пшеницу;
б). малое предприятие по изготовлению пуговиц из весьма оригинального и не столь широко распространенного материала – сброшенных оленями рогов в сибирской тундре;
в). крохотная норвежская компания «Ка Ме Ва», покрывающая 30% мировой потребности в гребных винтах для
Задача 2:
- А) Уменьшение числа фирм в отрасли и повышение цены на взаимодополняемые товары приведет к уменьшению предложения и смещению кривой предложения влево. Это поясняется тем, что меньшее число фирм будет готово предлагать товары при более высокой цене на взаимодополняемые товары. Спрос при этом останется неизменным. Таким образом, равновесный объем продаж уменьшится, а равновесная цена повысится.
- Б) Внедрение новой технологии и увеличение числа потребителей товара приведет к росту предложения и смещению кривой предложения вправо. Если технология позволяет производить больше товаров при тех же затратах, фирмы будут готовы предложить больше товаров при каждой цене. При увеличении числа потребителей, спрос также возрастет. Это приведет к смещению кривой спроса вправо. В результате равновесный объем продаж увеличится, а равновесная цена может остаться неизменной или снизиться.
- В) Повышение цен на используемые ресурсы и рост цены на товар-заменитель приведут к увеличению затрат на производство и снижению предложения. Кривая предложения сместится влево. Спрос при этом останется неизменным. В результате равновесный объем продаж уменьшится, а равновесная цена повысится.
- Г) Повышение налогов на прибыль и ожидание роста цен потребителями приведет к снижению прибыли фирм и уменьшению предложения. Кривая предложения сместится влево. Спрос при этом останется неизменным. В результате равновесный объем продаж уменьшится, а равновесная цена повысится.
Задача 3:
Функция спроса на товар имеет вид Qd = 10 - P, а функция предложения имеет вид Qs = -5 + 2P.
Чтобы определить равновесную цену и равновесный объем продаж, нужно найти точку пересечения кривых спроса и предложения. Обозначим равновесную цену как P* и равновесный объем продаж как Q*.
Спрос и предложение будут равновесными, когда Qd = Qs:
10 - P* = -5 + 2P*.
Решая уравнение, найдем значение P*:
10 + 5 = 2P* + P*,
15 = 3P*,
P* = 5.
Теперь найдем Q*:
Q* = 10 - P* = 10 - 5 = 5.
Таким образом, равновесная цена составит 5 ден. ед., а равновесный объем продаж - 5 шт.
Если фиксированная цена составляет:
- А) 4 ден. ед., то она будет ниже равновесной цены. На данной цене будет дефицит спроса, так как потребители захотят приобрести больше товаров, чем фирмы готовы предложить. Избытка предложения не будет.
- Б) 6 ден. ед., то она будет выше равновесной цены. На данной цене будет избыток предложения, так как фирмы готовы предложить больше товаров, чем потребители хотят приобрести. Избытка спроса не будет.
Задача 4:
Чтобы определить коэффициент эластичности спроса по цене (ε), используем формулу:
ε = (ΔQ/Q) / (ΔP/P).
Известно, что при цене 20 ден. ед. объем спроса составляет 600 шт., а при цене 80 ден. ед. объем спроса равен 200 шт.
ΔQ = 200 - 600 = -400 (изменение объема спроса)
Q = (200 + 600)/2 = 400 (средний объем спроса)
ΔP = 80 - 20 = 60 (изменение цены)
P = (20 + 80)/2 = 50 (средняя цена)
Теперь можем найти коэффициент эластичности спроса:
ε = ((-400)/(400)) / ((60)/(50)) = -1 / (6/5) = -5/6.
Коэффициент эластичности спроса равен -5/6. Это говорит о том, что спрос на данный товар является неэластичным, так как его изменение на 1% вызывает изменение спроса менее чем на 1%.
Задача 5:
- А) Небольшое количество фирм производит однородную продукцию, осуществляя частный контроль над ценами. Это характерно для формирования монополистической конкуренции.
- Б) Большое количество компаний производят различную продукцию при слабом контроле над ценами. Это характерно для формирования полной