Рассмотрим плюсы и минусы рыночных структур в зависимости от их типа.
Совершенная конкуренция — это модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену произ¬водителям стандартизирован ной продукции.
Преимущества совершенной конкуренции:
- оптимальное ценообразование;
- производственная эффективность;
- оптимальное распределение ресурсов;
к саморегулированию.
Вместе с тем рынок совершенной конкуренции имеет и ряд недостатков:
- создаёт для фирм и потребителей равенство возможностей, но не гарантирует равенства результатов;
Учитывает лишь те издержки, которые окупаются фирмами, не предусматривает производства общественных благ;
- стремление к максимизации прибыли за счёт экономии на издержках ведёт к загрязнению окружающей среды и истощению невоспроизводимых естественных ресурсов;
- малые предприятия часто оказываются не использовать наиболее эффективную современную технику и вытесняются крупными фирмами;
- не учитывает в полной мере потребительских предпочтений и вкусов, так как отсутствует дифференциация продукции.
Монополистическая конкуренция характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар.
Преимущества рынка монополистической конкуренции:
- дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя;
- сильная конкуренция удерживает цены близко к уровню предельных издержек, которые находятся на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне;
- рыночная власть отдельной фирмы сравнительно мала, так что фирмы, большей частью, получают, а не устанавливают цены;
- рынок наиболее благоприятен для покупателей.
К недостаткам рынка монополистической конкуренции относят:
- нестабильность рыночных условий и неопределённость малого бизнеса;
- малые размеры фирм и жёсткое действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска, проведения НИОКР и инновационной деятельности, так как для этого необходим достаточно высокий минимальный размер предприятия.
Олигополия — это тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействую¬щих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объе¬мы продаж).
Преимущества олигополии:
- так как олигополисты взаимозависимы, они устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их редко и осторожно;
- нет искусственных цен;
- власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно меньше потерь от сознательного недопроизводства;
- постоянно осуществляются мероприятия по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности и продукта, а также по снижению издержек в целях укрепления конкурентных позиций и приобретения конкурентных преимуществ.
Недостатки олигополии:
- технологические и др. барьеры высоки, следовательно, снижаются стимулы для разработки и внедрения технологических новинок, нет стимулов к удешевлению продукции;
- барьеры ограничивают конкуренцию с новыми фирмами;
- при кооперативном поведении – опасность перерождения олигополии в монополию.
Монополия — это тип рыночной структуры, характери¬зующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контроли¬рующей цену.
Преимущества монополии:
- укрупнение масштабов производства приводит к снижению издержек и экономии ресурсов;
- в случае экономического кризиса монополистические объединения держатся дольше других компаний и раньше них начинают выходить из кризиса. За счет этого сдерживается спад производства и безработица;
- часто продукция монополистических фирм отличается высоким качеством, за счет чего они и завоевывают господствующее положение на рынке;
- благодаря монополизации может повышаться эффективность производства. Ведь только крупное предприятие имеет достаточно средств для проведения различных исследований и разработок.
Недостатки монополии:
- возможность перекладывать издержки компании-производителя на конечного покупателя, не имеющего возможности оказывать влияние на производителя. Это достигается увеличением цен, что снижает жизненный уровень населения;
- блокирование научно-технического прогресса из-за отсутствия конкуренции;
- экономия монополистом собственных средств за счет снижения качества производимой продукции и услуг;
- замена экономического механизма формой административной диктатуры.
Мировая экономика - это система национальных хозяйств, то есть определенным образом упорядоченное множество различных национальных хозяйств находящихся в той или иной взаимосвязи и на этой основе образующих определенное целостное единство.
Национальные хозяйства это исходный структурообразующий элемент мировой экономики и ее своеобразной «несущей конструкции».
Международные экономические отношения - это системообразующий элемент мировой экономики как особой системы. То есть элемент, связующий национальные экономики в определенную целостность.
Структура мировой экономики - это некое упорядоченное множество элементов мировой экономической системы.
Основные элементы структуры:
национальные хозяйства, их сектора, отрасли, предприятия и иные экономические субъекты;
международные экономические отношения;
национальные и международные рынки, мировой рынок;
торгово-экономические союзы государств.
Структура мировой экономики неоднородна, так как, прежде всего, неоднородны национальные хозяйства, которые отличаются друг от друга:
масштабами и структурой экономики;
уровнем и темпами экономического развития;
моделями макроэкономического и социально-экономического развития;
уровнем, масштабами, формами участия в системе международных экономических отношений, ролью в международном разделений труда.
Мировая экономика представлена разными подсистемами, в которых национальные хозяйства их сектора отрасли сгруппированы по тем или иным критериям. Именно отсюда вытекает множественность классификации национальных хозяйств, а также структурное многообразие мировой экономики (Отраслевая, воспроизводственная, территориальная и т.д.)
Международные экономические отношения - усложняющаяся система.
Международные экономические отношения - это важный системообразующий элемент мировой экономики.
Международные экономические отношения - это специфическая подсистема экономических отношений. Экономические отношения это отношения, в которые люди вступают по поводу производства, распределения, обмена и потребления.
Международные экономические отношения - это отношения между субъектами разных стран, в которые люди вступают по поводу производства, распределения, обмена и потребления.
Международные экономические отношения - это экономические отношения между странами (уровни могут быть различные) по поводу производства, распределения, потребления и обмена необходимых им благ.
Международные экономические отношения - это отношения и сотрудничества, и соперничества, и партнерства, и конкуренции.
Международные экономические отношения - возникли раньше мирового рынка и мирового капиталистического хозяйства, в глубокой древности и естественно их классической формой является международная торговля. Но международные торговые отношения это не единственная форма Международных экономических отношений.
Основные формы международных экономических отношений:
Международные торговые отношения (международная торговля товарами и услугами)
Международные инвестиционные отношения (зарубежное инвестирование), здесь речь идет о прямых инвестициях (бывают прямые, портфельные и др.);
Международные финансовые отношения (платежно-расчетные, валютные и кредитные);
Международная миграция рабочей силы;
Международный научно-технический обмен (международный трансферт технологий);
Международная экономическая интеграция;
Международная экономическая чаще всего в виде очень специфических кредитов, например беспроцентные кредиты и суды, чаще всего оказывается бедным странам).
Международные экономические отношения - очень сложная и разнообразная система т.к. отношения очень разные по механизму их реализации
Можно выделить 3 уровня международных экономических отношений:
Микро уровень
Макро уровень
Мега уровень
На микро-уровне взаимодействуют экономические субъекты разных стран, прежде всего производители и потребители. Очень часто типичная ошибка – субъектами международных экономических отношений являются компании, занимающиеся международной экономической деятельностью – это правильно, но недостаточно. В открытых экономиках все экономические субъекты являются субъектами международных экономических отношений. Даже от выбора потребителя зависит структура МЭО. Наш осознанный или неосознанный выбор влияет на динамику и масштабы Международных экономических отношений. Это касается и инвестиционных и финансовых отношений, т.к. экономика и рынок в целом открыты.
На макро-уровне взаимодействуют экономики разных стран и их сектора.
Взаимодействие может быть и непосредственным и опосредованным через политику разных стран.
Рынки
Внутренний
Национальный
Мировой рынок
Мировой рынок - это закономерный результат развития внутренних и национальных рынков, которые вышли за пределы государственных границ.
Відповідь:
Сравнение (плюсы и минусы) рыночных структур
Выделяют четыре основных типа рыночных структур:
- совершенная конкуренция;
- монополистическая конкуренция;
- олигополия;
- монополия.
Рассмотрим плюсы и минусы рыночных структур в зависимости от их типа.
Совершенная конкуренция — это модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену произ¬водителям стандартизирован ной продукции.
Преимущества совершенной конкуренции:
- оптимальное ценообразование;
- производственная эффективность;
- оптимальное распределение ресурсов;
к саморегулированию.
Вместе с тем рынок совершенной конкуренции имеет и ряд недостатков:
- создаёт для фирм и потребителей равенство возможностей, но не гарантирует равенства результатов;
Учитывает лишь те издержки, которые окупаются фирмами, не предусматривает производства общественных благ;
- стремление к максимизации прибыли за счёт экономии на издержках ведёт к загрязнению окружающей среды и истощению невоспроизводимых естественных ресурсов;
- малые предприятия часто оказываются не использовать наиболее эффективную современную технику и вытесняются крупными фирмами;
- не учитывает в полной мере потребительских предпочтений и вкусов, так как отсутствует дифференциация продукции.
Монополистическая конкуренция характеризуется большим количеством продавцов, предлагающих разнообразный (дифференцированный) товар.
Преимущества рынка монополистической конкуренции:
- дифференциация продукции расширяет возможности выбора потребителя;
- сильная конкуренция удерживает цены близко к уровню предельных издержек, которые находятся на минимально возможном для дифференцированной продукции уровне;
- рыночная власть отдельной фирмы сравнительно мала, так что фирмы, большей частью, получают, а не устанавливают цены;
- рынок наиболее благоприятен для покупателей.
К недостаткам рынка монополистической конкуренции относят:
- нестабильность рыночных условий и неопределённость малого бизнеса;
- малые размеры фирм и жёсткое действие рыночных сил ограничивают финансовые возможности для риска, проведения НИОКР и инновационной деятельности, так как для этого необходим достаточно высокий минимальный размер предприятия.
Олигополия — это тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействую¬щих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объе¬мы продаж).
Преимущества олигополии:
- так как олигополисты взаимозависимы, они устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их редко и осторожно;
- нет искусственных цен;
- власть над ценой не так значительна, как у монополиста, следовательно меньше потерь от сознательного недопроизводства;
- постоянно осуществляются мероприятия по совершенствованию производственно-хозяйственной деятельности и продукта, а также по снижению издержек в целях укрепления конкурентных позиций и приобретения конкурентных преимуществ.
Недостатки олигополии:
- технологические и др. барьеры высоки, следовательно, снижаются стимулы для разработки и внедрения технологических новинок, нет стимулов к удешевлению продукции;
- барьеры ограничивают конкуренцию с новыми фирмами;
- при кооперативном поведении – опасность перерождения олигополии в монополию.
Монополия — это тип рыночной структуры, характери¬зующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контроли¬рующей цену.
Преимущества монополии:
- укрупнение масштабов производства приводит к снижению издержек и экономии ресурсов;
- в случае экономического кризиса монополистические объединения держатся дольше других компаний и раньше них начинают выходить из кризиса. За счет этого сдерживается спад производства и безработица;
- часто продукция монополистических фирм отличается высоким качеством, за счет чего они и завоевывают господствующее положение на рынке;
- благодаря монополизации может повышаться эффективность производства. Ведь только крупное предприятие имеет достаточно средств для проведения различных исследований и разработок.
Недостатки монополии:
- возможность перекладывать издержки компании-производителя на конечного покупателя, не имеющего возможности оказывать влияние на производителя. Это достигается увеличением цен, что снижает жизненный уровень населения;
- блокирование научно-технического прогресса из-за отсутствия конкуренции;
- экономия монополистом собственных средств за счет снижения качества производимой продукции и услуг;
- замена экономического механизма формой административной диктатуры.
Пояснення:
Мировая экономика - это система национальных хозяйств, то есть определенным образом упорядоченное множество различных национальных хозяйств находящихся в той или иной взаимосвязи и на этой основе образующих определенное целостное единство.
Национальные хозяйства это исходный структурообразующий элемент мировой экономики и ее своеобразной «несущей конструкции».
Международные экономические отношения - это системообразующий элемент мировой экономики как особой системы. То есть элемент, связующий национальные экономики в определенную целостность.
Структура мировой экономики - это некое упорядоченное множество элементов мировой экономической системы.
Основные элементы структуры:
национальные хозяйства, их сектора, отрасли, предприятия и иные экономические субъекты;
международные экономические отношения;
национальные и международные рынки, мировой рынок;
торгово-экономические союзы государств.
Структура мировой экономики неоднородна, так как, прежде всего, неоднородны национальные хозяйства, которые отличаются друг от друга:
масштабами и структурой экономики;
уровнем и темпами экономического развития;
моделями макроэкономического и социально-экономического развития;
уровнем, масштабами, формами участия в системе международных экономических отношений, ролью в международном разделений труда.
Мировая экономика представлена разными подсистемами, в которых национальные хозяйства их сектора отрасли сгруппированы по тем или иным критериям. Именно отсюда вытекает множественность классификации национальных хозяйств, а также структурное многообразие мировой экономики (Отраслевая, воспроизводственная, территориальная и т.д.)
Международные экономические отношения - усложняющаяся система.
Международные экономические отношения - это важный системообразующий элемент мировой экономики.
Международные экономические отношения - это специфическая подсистема экономических отношений. Экономические отношения это отношения, в которые люди вступают по поводу производства, распределения, обмена и потребления.
Международные экономические отношения - это отношения между субъектами разных стран, в которые люди вступают по поводу производства, распределения, обмена и потребления.
Международные экономические отношения - это экономические отношения между странами (уровни могут быть различные) по поводу производства, распределения, потребления и обмена необходимых им благ.
Международные экономические отношения - это отношения и сотрудничества, и соперничества, и партнерства, и конкуренции.
Международные экономические отношения - возникли раньше мирового рынка и мирового капиталистического хозяйства, в глубокой древности и естественно их классической формой является международная торговля. Но международные торговые отношения это не единственная форма Международных экономических отношений.
Основные формы международных экономических отношений:
Международные торговые отношения (международная торговля товарами и услугами)
Международные инвестиционные отношения (зарубежное инвестирование), здесь речь идет о прямых инвестициях (бывают прямые, портфельные и др.);
Международные финансовые отношения (платежно-расчетные, валютные и кредитные);
Международная миграция рабочей силы;
Международный научно-технический обмен (международный трансферт технологий);
Международная экономическая интеграция;
Международная экономическая чаще всего в виде очень специфических кредитов, например беспроцентные кредиты и суды, чаще всего оказывается бедным странам).
Международные экономические отношения - очень сложная и разнообразная система т.к. отношения очень разные по механизму их реализации
Можно выделить 3 уровня международных экономических отношений:
Микро уровень
Макро уровень
Мега уровень
На микро-уровне взаимодействуют экономические субъекты разных стран, прежде всего производители и потребители. Очень часто типичная ошибка – субъектами международных экономических отношений являются компании, занимающиеся международной экономической деятельностью – это правильно, но недостаточно. В открытых экономиках все экономические субъекты являются субъектами международных экономических отношений. Даже от выбора потребителя зависит структура МЭО. Наш осознанный или неосознанный выбор влияет на динамику и масштабы Международных экономических отношений. Это касается и инвестиционных и финансовых отношений, т.к. экономика и рынок в целом открыты.
На макро-уровне взаимодействуют экономики разных стран и их сектора.
Взаимодействие может быть и непосредственным и опосредованным через политику разных стран.
Рынки
Внутренний
Национальный
Мировой рынок
Мировой рынок - это закономерный результат развития внутренних и национальных рынков, которые вышли за пределы государственных границ.