Общие причины и закономерности происхождения государства. Первые государства – Египет, Шумер, Аккад – возникли на нашей планете в IV-III тысячелетии до н.э. Парадокс истории состоит в том, что, создав однажды государство во имя общего блага, человек стал заложником его корыстных интересов и всеохватывающего влияния. В дальнейшем, стремясь ограничить всевластие государства, поставить его под контроль, человек, однако, понимал невозможность своего существования без государства и помимо него.[2] Оценивая роль государства в жизни общества и личности, известный французский исследователь П. Валери как-то заметил: «Если государство сильное, оно подавляет нас, если же слабое – мы погибаем».[3] Почему же человек не может существовать без государства, но и одновременно всегда противостоит ему? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к причинам, которые формированию государства, изучить закономерности его возникновения. Появлению государства предшествовала особая стадия развития общества, которая в теории государства и права получила название «протогосударство». Для этой стадии характерны общественная форма собственности, существенный рост производительности труда, оседание накопленных богатств в руках родоплеменной знати, быстрый рост населения, его концентрация, появление городов, становящихся административными, религиозными и культурными центрами. Под влиянием различных причин протогосударство трансформировалось в государство. Первоочередное значение в этом процессе имели социальные факторы: имущественное неравенство, приводящее к все большему расхождению интересов управляющих и управляемых; психологические: природный страх человека перед другим человеком, а также и его разумность, которая приводит к пониманию необходимости создания органов управления, стоящих над обществом; геополитические: опасность насилия, которая исходила от более сильных и организованных племен. Особо отметим роль географического фактора. Именно благодаря ему произошло разделение путей развития человечества на «восточный» и «западный». Причины такого разделения заключались в том, что на «востоке» в силу ряда обстоятельств (главное из них – необходимость проведения крупных ирригационных работ, что было не под силу отдельной семье) сохранились общины и, соответственно, общественная собственность на землю. На «западе» же таких работ не требовалось, общины распались, и земля оказалась в частной собственности. Эти пути происхождения государства, особенно западный, достаточно подробно описаны Ф. Энгельсом. Выделив комплекс причин, вызвавших образование государств, попытаемся определить общие закономерности процесса возникновения государства. Суммируя имеющиеся по данному вопросу исследования историков, социологов и юристов, представляется возможным указать на следующие закономерности: 1) государство возникает вследствие разложения первобытнообщинного строя; 2) государство – результат естественного усложнения общественных отношений; 3) процесс возникновения государства занимает чрезвычайно продолжительный отрезок времени; 4) образованию государства предшествовало становление простейших органов общественного управления и механизмов общественного регулирования; 5) формирование государственности во всех регионах мира происходило под доминирующим влиянием различных факторов, что и обусловило несовпадение причин, сроков и возникновения государства
Экономика в школе играет и профориентирующую роль. Не секрет, что профориентацией сейчас мало кто занимается, и некоторые школьники к середине одиннадцатого класса не знают, куда и зачем они будут поступать. У тех, кто не изучал экономику, зачастую представление о профессии экономиста складывается весьма ошибочное. Для поступивших в вуз студентов преподаватели нередко тратят время, чтобы «на пальцах» объяснять элементарные вещи, которые за границей дети знают уже в начальных классах.
В России уже более 10 лет в школах и учреждениях дополнительного образования преподают экономику. Но если экономика станет очередным «сухим» и монотонным предметом, далеким от жизни, то зачем она нужна? Основы экономических знаний школьники должны постигать на практике, решая максимально приближенные к реальной жизни задачи, а учебники по экономике должны быть написаны доступно и интересно. Для младших школьников они должны быть написаны в первую очередь увлекательно, например, в форме сказок и забавных историй. Это позволяет уже с раннего возраста развить у детей экономическое мышление. И не важно, кем станет ребенок в дальнейшем – учителем, врачом или художником, главное, что он будет экономически грамотным, а следовательно, сможет отстоять свои интересы. Каждому из них, так или иначе, придется столкнуться в жизни с экономикой. Выгодно ли вкладывать деньги? Зачем нужно платить налоги? Эти вопросы задают сегодня многие. Знание основ экономики дает ответы на многие жизненные вопросы.
2) государство – результат естественного усложнения общественных отношений;
3) процесс возникновения государства занимает чрезвычайно продолжительный отрезок времени;
4) образованию государства предшествовало становление простейших органов общественного управления и механизмов общественного регулирования;
5) формирование государственности во всех регионах мира происходило под доминирующим влиянием различных факторов, что и обусловило несовпадение причин, сроков и возникновения государства
Экономика в школе играет и профориентирующую роль. Не секрет, что профориентацией сейчас мало кто занимается, и некоторые школьники к середине одиннадцатого класса не знают, куда и зачем они будут поступать. У тех, кто не изучал экономику, зачастую представление о профессии экономиста складывается весьма ошибочное. Для поступивших в вуз студентов преподаватели нередко тратят время, чтобы «на пальцах» объяснять элементарные вещи, которые за границей дети знают уже в начальных классах.
В России уже более 10 лет в школах и учреждениях дополнительного образования преподают экономику. Но если экономика станет очередным «сухим» и монотонным предметом, далеким от жизни, то зачем она нужна? Основы экономических знаний школьники должны постигать на практике, решая максимально приближенные к реальной жизни задачи, а учебники по экономике должны быть написаны доступно и интересно. Для младших школьников они должны быть написаны в первую очередь увлекательно, например, в форме сказок и забавных историй. Это позволяет уже с раннего возраста развить у детей экономическое мышление. И не важно, кем станет ребенок в дальнейшем – учителем, врачом или художником, главное, что он будет экономически грамотным, а следовательно, сможет отстоять свои интересы. Каждому из них, так или иначе, придется столкнуться в жизни с экономикой. Выгодно ли вкладывать деньги? Зачем нужно платить налоги? Эти вопросы задают сегодня многие. Знание основ экономики дает ответы на многие жизненные вопросы.