1. Эксперимент «Волшебный шарик» Цель: установить причину возникновения статического электричества.
Материал: воздушные шары, шерстяная ткань.
Процесс: дети обращают внимание на «прилипший» к стене шарик. Осторожно за нить тянут его вниз (он по-прежнему прилипает к стене). Дотрагиваются до него рукой, наблюдают, что изменилось? (Шар падает, отлипает от стены). Дети выясняют, как сделать шар волшебным, предложения проверяются действиями: осторожно натирают шар о волосы, ткань, одежду, - и к нему начинают прилипать кусочки ткани, шар, волосы, одежда.
Итог:
2. Эксперимент «Волшебники»
Цель: установить причину возникновения статического электричества.
Материалы: пластмассовые шарики, авторучки, пластины оргстекла, фигурки из бумаги, нитки, перышки, кусочки ткани, янтаря, бумаги.
Процесс: воспитатель ставит перед детьми задачу: как сделать предметы волшебными, чтобы они могли притягивать к себе? (Потереть тканью о волосы, одежду). Предложения дети оформляют в виде алгоритма и пиктограммы. Выполняют действия, проверяя электризацию предметов, взаимодействие с различными материалами. Устанавливают оргстекло на подставку, под которой лежат фигурки из бумаги. Выясняют, как заставить фигурки двигаться: используют для натирания стекла разные материалы (Фигурки прилипают к стеклу). Дети протирают стекло влажной тканью и смотря, что произошло с фигурками. (Фигурки упали на стол, «Электричество» кончилось, оргстекло перестало притягивать.
Итог:
3. Эксперимент «Что такое молния?»
Задачи: познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток»; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.
Материалы: воздушные шары, шерстяная ткань; шарфики, пластмассовая линейка, пластилин, большая канцелярская скрепка.
Процесс: воспитатель предлагает потереть два шарика о шерстяную ткань и затем положить их друг от друга).рядом. Что произошло? (Шарики отодвигаются друг от друга). Почему так происходит? (одинаковые заряды отталкиваются друг от друга). Воспитатель предлагает услышать звук издаваемый зарядами. Как можно услышать этот звук? Дети высказывают свои предложения. Прикрепляют большую металлическую скрепку к столу так, чтобы она стояла с пластилина. Пластмассовую линейку натирают шерстяной тканью и быстро подносят к верху скрепки. Слышится треск. На что похож этот треск. Если дети затрудняются с ответом, то можно дать подсказку в виде загадки о молнии и громе.: В ходе работы дети получают ответы на вопросы: неужели гром и молния вызываются электричеством?; почему мы сначала видим молнию, а потом слышим гром?; может ли молния зажигать лампочки в домах?
Итог:
4. Эксперимент «Почему горит фонарик?»
Задачи: уточнить представления людей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и использования лимона в качестве батарейки.
Материалы: картинки с изображением электрического ската; коллаж «Электричество вокруг нас»; карманный фонарик, лампочка для карманного фонарика, 4-6 лимонов, 8-10 отрезков медной изолированной проволоки сечением 0,2-0,5 мм, стальные скрепки для бумаги, иголка, разрешающие и запрещающие знаки при пользовании электричеством.
Процесс: воспитатель выясняет, знают ли дети животных, которые вырабатывают электричество. (Показ и рассказ об электрическом скате.Для чего ему нужно электричество?). Откуда человек получает электричество? (По проводам – кабелям с больших электростанций). Рассматривание коллажа «Электричество вокруг нас». Для чего человеку электричество? Электричество может быть опасным. Какие правила обращения с электрическими приборами вы знаете? Дети называют известные им правила, используя разрешающие и запрещающие знаки. А как поступает электричество в карманный фонарик? ИЛИ Почему горит карманный фонарик? (В нем есть батарейка.Значит, в батарейках есть электричество). Проверяем с лампочки, приставляем её к батарейке. Опыт с необычной батарейкой: берем сухой лимон. Вставляем в лимон с одной стороны скрепку и прикручиваем к скрепке один проводок. Другой провод втыкаем в лимон чуть подальше от скрепки. Свободные концы прикладываем к контактам лампочки. Что произошло? (Лампочка загорелась?).
Итог:
начальная деформация h
массы брусков m1, m2
скорость первого бруска в момент когда отпускают второй
m1 v1^2 / 2 = k h^2 / 2
v1 = h корень (k / m1)
ведём отсчёт времени и координат брусков от момента и положений, когда отпускают второй
d^2 x1 / dt^2 = - k/m1 (x1-x2), d^2 x2 / dt^2 = - k/m2 (x2-x1)
dx1 / dt = v1 при t = 0, dx2 / dt = 0 при t = 0
вычитая из первого второе получим
d^2 (x1-x2) / dt^2 = (-k/m1 - k/m2) (x1-x2)
откуда ясно, что величина (x1-x2) будет испытывать гармонические колебания с частотой омега = корень (k/m1 + k/m2)
в начальный момент d(x1-x2) / dt = v1, x1-x2 = 0
при нулевой координате скорость максимальна
амплитуда равна максимальная скорость делить на частоту
A = v1 / омега = h корень (k / m1) / корень (k/m1 + k/m2) =
= h корень (1/m1) / корень (1/m1 + 1/m2) = h корень (m2/(m1+m2))
амплитуда величины x1-x2 это и есть максимальная деформация пружины
10 * корень (16/25) = 8
Дози іонізуючого випромінювання. Всі види радіоактивного випромінювання супроводжуються звільненням різної кількості енергії і високою проникною здатністю, відтак вони мають різний вплив на живі організми і екосистеми взагалі.
Альфа-випромінювання, яке являє собою потік важких частинок, затримується навіть аркушем паперу і практично не здатне проникнути через шкіру людини (рис. 1). Воно не є небезпечним, якщо радіоактивні речовини не потрапляють всередину організму людини через відкриту рану, з їжею або повітрям – тоді їхня дія надзвичайно шкідлива.
Бета-випромінювання має значно більшу проникність і здатне проходити в тканини організму на глибину до двох сантиметрів. Проникна здатність гамма-випромінювання, яке поширюється зі швидкістю світла, дуже велика. Частково воно затримується лише товстою металевою (свинцевою) або бетонною плитою.
Пошкодження, викликані в живих організмах опроміненням, є тим більшими, чим більше енергії передано їхнім тканинам. Кількість такої енергії називається дозою. Дозу іонізуючого випромінювання людина може зазнати від будь-якого радіонукліда або їхньої суміші незалежно від того, містяться вони поза організмом або всередині його. Кількісний вираз енергії випромінювання, отриманої одиницею маси опроміненого тіла (складової екосистеми, тканини організму тощо), називають поглиненою дозою, яка в системі СІ вимірюється в греях (1 Гр = 1 Дж енергії, поглиненому масою в 1 кг). До 50-х років ХХ ст. для вимірювання обсягу радіації широко використовували інші позасистемні одиниці поглиненої дози – рентген (Р) і рад. Один рентген відповідає ефекту дії граму радію протягом години на відстані одного метра, що визначається за ступенем почервоніння шкіри. Один рад дорівнює 0,01 Гр.