BAPIAHT NE 2
1. Рівняння руху тіла х = 3 cos 4пt (см), де і вимірюється в
секундах. Визначити амплітуду, частоту і період коливання, а
також зміщення для фази 60°.
2. Підвішена до пружини гиря коливається вздовж вертикалі
з амплітудою 6 см. Визначити повну енергію коливань гирі, якщо
жорсткість пружини 0,5 кН/м.
3. Турист почув луну в горах через 5 с після посилання звуку.
На якій відстані від туриста знаходиться гора, від якої відбився
звук?
Дано :
р = 400 кПа = 400000 Па
F1 ( сила действующая на меньший поршень ) = 200 Н
S2 ( площадь большего поршня ) = 0,04 м²
a ) F2 ( сила действующая на больший поршень ) - ?
б ) S2 / S1 ( площадь меньшего поршня ) - ?
p = p1 = p2 = const = 400000 Па
р = F / S
F = pS ; S = F / p
а ) F2 = p * S2
F2 = 400000 * 0,04 = 16000 Н = 16 кН
б ) S1 = F1 / p
S1 = 200 / 400000 = 0,0005 м²
выигрыш в силе гидравлической машины равен отношению площадей большего поршня к меньшему
S2 / S1 = 0,04 / 0,0005 = 80 раз
ответ : а ) 16 кН
б ) 80 раз
Если бы еще лет десять назад кто-нибудь сказал, что я возьмусь за написание данной книги, я как минимум удивленно бы плечами, поскольку никогда серьезно не увлекался ни геологией, ни геофизикой, ни биологией, ни палеонтологией, да и вообще никакими из наук, которые в той или иной мере касаются во формирования и развития Земли именно как планеты. Если и проявлялся у меня к ним какой-то интерес, то он был скорее созерцательно-любопытствующим и поддерживался лишь стремлением быть хотя бы поверхностно знакомым с тем, как современная наука представляет себе мир, в котором мы живем.
Посему нельзя сказать, что эта книга явилась плодом каких-либо многолетних размышлений на тему истории именно планеты Земля, хотя отдельные части, вошедшие в излагаемый далее материал, прописывались и публиковались в качестве интернетных статей еще с тот самый десяток лет назад, а то и более. Истоки же уходят еще дальше в в самое начало 80-х годов ХХ века. Именно тогда мне, еще студенту Московского физико-технического института, в популярном журнале «Знание – сила» попалась статья, в которой рассматривались разные модели развития Земли. В том числе и такая теория, согласно которой наша планета серьезно изменяла размер в ходе своей истории.
Вчерашнему школьнику, воспитанному в духе советской системы образования, согласно которому все открытое в науке является «неопровержимой истиной» (увы, эта идеология доминирует в нашем обществе и до сих пор), вдобавок уже неплохо знакомому с гипотезой дрейфа материков и теорией тектоники плит, а также теорией возникновения и развития планет Солнечной системы в том виде, как она тогда излагалась (да и сейчас излагается) в учебниках, подобная идея – идея «растущей» Земли – естественно, сначала показалась полным бредом.
Кроме того явно сказался и субъективный фактор: ведь мы живем на «твердой» Земле и никакого изменения ее размеров не ощущаем. Попробуйте-ка человеку, абсолютно незнакомому с гелиоцентрической системой и каждый день наблюдающему движение Солнца по небу, донести мысль, что это Земля вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли. Это будет не так-то поскольку весь его повседневный опыт показывает прямо противоположное.
Однако…
Во-первых, журнал «Знание – сила», несмотря на всю популярность своего формата, в ту пору славился тем, что публиковал в доступном виде материалы то что называется «на острие науки».
Во-вторых, представленная хоть и в кратком виде теория «растущей» Земли обладала своей внутренней логикой и не содержала каких-то явных противоречий. А это – достаточно отчетливый показатель того, что теория может оказаться верной, какой бы «странной» она не выглядела.
И в-третьих, все-таки я был уже не школьником, а студентом. Студентом такого института, суть системы подготовки в котором один из наших преподавателей математики неплохо сформулировал в