Цель: Научиться измерять давление твёрдого тела и выяснить, как оно зависит от площади его опоры. Оборудование: деревянный брусок от трибометра, линейка, динамометр. Правила техники безопасности. Будьте осторожны при работе с пружиной динамометра: не отпускайте резко, не зацепитесь за острые концы. На столе не должно быть никаких посторонних предметов. Указания к работе:
Повторите по учебнику §35 и 36.
Внимательно изучите таблицу и уясните, какие данные Вы в неё занесёте и как Вы их будете измерять или рассчитывать.
Вес бруска Р, Н Длина бруска, а, см Ширина бруска, b, см Высота бруска, c, см Площадь меньшей грани, Sм, см2 Площадь большей грани, Sб, см2 Давление меньшей грани, p, Н/см2 Давление меньшей грани, p, Н/см2
Определите, в каком положении брусок опирается на меньшую грань, в каком - на большую. Сделайте рисунки обоих положений бруска.
Начертите таблицу и начните выполнение работы, записывая свои действия в виде хода работы. В пункты выполнения вписывайте и расчёты, производимые Вами при выполнении работы.
Подвесьте брусок к крючку динамометра и измерьте вес Р бруска.
Измерьте длину а, ширину b и высоту c бруска.
Рассчитайте площади меньшей Sм и большей Sб граней бруска.
Рассчитайте давления меньшей рм и большей рб граней бруска.
Запишите вывод лабораторной работы, в котором укажите, чему Вы сегодня научились и сделайте вывод о зависимости давления твёрдого тела от площади его опоры. Объясните, как можно изменить давление твёрдого тела, если нельзя:
- изменить его силу давления? - изменить его опору? Дополнительное задание: Решите две задачи из задачника под редакцией Лукашика В.И.: 451, 452, 459, 460 .
1)Можно к положительно заряженному электроскопу поднести положительно заряженное тело. Листочки разойдутся сильнее,т.к. положительно заряженные тела отталкиваются. 2)Также приближая к незаряженному электроскопу эбонитовую палочку лепестки также будут расходится( объяснение по первому опыту) 3)Если к электроскопу поднести тело,заряженное противоположным по знаку зарядом(например электроскоп заряжен положительно,а тело отрицательно),то угол между листочками уменьшится,т.к. противоположные знаки(+ и -) притягиваются
Попробуем записать уравнения движения для этих тел:
Пусть, например, первое тело будет двигаться вдоль оси Х, а второе тело против. Подставим в эти уравнения известную начальную скорость υ₀ = 0 и ускорение a = 2 м/с². Тогда уравнения движения примут следующий вид:
Для первого тела:
Для второго тела:
Оно движется ускоряясь против оси Х, поэтому проекция ускорения на ось отрицательная.
Можно заметить, что уравнения для перемещения тел и для их скорости почти идентичны. Только одно из тел будет двигаться вдоль оси (с положительной скоростью и ускорением), а другое против (с отрицательной скоростью и ускорением).
Так как тела начали движение одновременно, к моменту встречи они успеют развить одинаковую по модулю, но противоположную по знаку скорость. В этом легко убедиться, если попробовать подставлять разные значения времени в уравнения для скорости тел.
Листочки разойдутся сильнее,т.к. положительно заряженные тела отталкиваются.
2)Также приближая к незаряженному электроскопу эбонитовую палочку лепестки также будут расходится( объяснение по первому опыту)
3)Если к электроскопу поднести тело,заряженное противоположным по знаку зарядом(например электроскоп заряжен положительно,а тело отрицательно),то угол между листочками уменьшится,т.к. противоположные знаки(+ и -) притягиваются
Объяснение:
Попробуем записать уравнения движения для этих тел:
Пусть, например, первое тело будет двигаться вдоль оси Х, а второе тело против. Подставим в эти уравнения известную начальную скорость υ₀ = 0 и ускорение a = 2 м/с². Тогда уравнения движения примут следующий вид:
Для первого тела:
Для второго тела:
Оно движется ускоряясь против оси Х, поэтому проекция ускорения на ось отрицательная.
Можно заметить, что уравнения для перемещения тел и для их скорости почти идентичны. Только одно из тел будет двигаться вдоль оси (с положительной скоростью и ускорением), а другое против (с отрицательной скоростью и ускорением).
Так как тела начали движение одновременно, к моменту встречи они успеют развить одинаковую по модулю, но противоположную по знаку скорость. В этом легко убедиться, если попробовать подставлять разные значения времени в уравнения для скорости тел.