Если материал тонкой линзы преломляет сильнее, чемокружающая среда (например, стеклянная линза в воздухе), то собирательными будут линзы двояковыпуклые, плоско-выпуклые и вогнуто-выпуклые (положительный мениск), т. е. линзы, утолщающиеся к середине (рис. 12.17, а) к рассеивающим линзам принадлежат двояковогнутые, плоско-вогнутые и выпукло-вогнутые (отрицательный мениск), т. е. линзы, утончающиеся к середине (см. рис. 12.17, б). Если материал тонкой линзы преломляет меньше, чем окружающая среда(например, воздушная полость в воде), то линзы вида рис. 12.17, а будут рассеивающими, а вида рис. 12.17, б — собирательными. [c.291]
В большинстве традиционных механизмов (ДВС, автомобили, зубчатые шестерни и пр. ) трение играет отрицательную роль, уменьшая КПД механизма. Для уменьшения силы трения используются различные натуральные и синтетические масла и смазки. В современных механизмах для этой цели используется также напыление покрытий (тонких плёнок) на детали. С миниатюризацией механизмов и созданием микроэлектромеханических систем (МЭМС) и наноэлектромеханических систем (НЭМС) величина трения по сравнению с действующими в механизме силами увеличивается и становится весьма значительной, и при этом не может быть уменьшена с обычных смазок, что вызывает значительный теоретический и практический интерес инженеров и учёных к данной области. Для решения проблемы трения создаются новые методы его снижения в рамках трибологии и науки о поверхности (англ.) . Сцепление с поверхностьюНаличие трения обеспечивает возможность перемещаться по поверхности. Так, при ходьбе именно за счёт трения происходит сцепление подошвы с полом, в результате чего происходит отталкивание от пола и движение вперёд. Точно так же обеспечивается сцепление колёс автомобиля с поверхностью дороги. В частности, для увеличения величины этого сцепления разрабатываются специальные типы резины для покрышек, а на гоночные болиды устанавливаются антикрылья, сильнее прижимающие машину к трассе.