Цель урока: сформировать понятие сообщающихся сосудов, изучить их особенности, сформулировать основной закон сообщающихся сосудов, рассмотреть их применение в быту и технике и организовать продуктивную деятельность учащихся, направленную на достижение ими следующих результатов:
- личностных
- формирование умений анализировать, сравнивать, находить ответы на вопросы;
- вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведения физического теоретического и практического исследования;
- формирование умения делать выводы по результатам эксперимента;
развитию самостоятельности и творческого мышления.
-метапредметных
- Владение устной речью;
- Умение выполнять несложные эксперименты, описывать результаты, делать выводы;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- Умение владеть основами самоконтроля;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- Умение определять решения учебной задачи;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные решения задач;
- Умение работать с информационными ресурсами и ЭОР;
- Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
-предметных
- повторить основные положения МКТ газов, формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;
- изучить особенности сообщающихся сосудов и сформировать основной закон сообщающихся сосудов;
- рассмотреть применение сообщающихся сосудов в быту, технике и природе.
- Уметь применять изученный закон к решению задач, объяснять применение сообщающихся сосудов в быту и технике.
Оборудование: различные виды сообщающихся сосудов, два стеклянных сосуда, соединенных резиновой трубкой, презентация «Сообщающиеся сосуды».
Примем внутренний объем кружки (Vк) Примем объем металла из которого сделана кружка (Vмк) Примем объем воды в ведре (Vв) Примем площадь основания ведра (S)
Высота уровня воды в ведре без кружки (Н₁) Н₁ = (Vв/S) Высота уровня воды в ведре с плавающей кружкой (Н₂) Н₂ = Н₁ + (Vк+Vмк)/S = (Vв/S) + (Vк+Vмк)/S = (Vв+Vк+Vмк)/S Высота уровня воды в ведре с утонувшей кружкой (Н₃) Н₃ = Н₂ - (Vк/S) = (Vв+Vк+Vмк)/S - (Vк/S) = (Vв+Vк+Vмк-Vк)/S = = (Vв+Vмк)/S Изменение высоты уровня воды в ведре с утонувшей кружкой (Н₃) по сравнению с высотой уровня воды в ведре с плавающей кружкой (Н₂) ΔН = Н₃ - Н₂ = (Vв+Vмк)/S - (Vв+Vк+Vмк)/S = -(Vк/S) ответ. Уровень воды в ведре понизится на высоту, определяемую из выражения (Vк/S) - отношения внутреннего объема кружки (Vк) к площади основания ведра (S)
Цель урока: сформировать понятие сообщающихся сосудов, изучить их особенности, сформулировать основной закон сообщающихся сосудов, рассмотреть их применение в быту и технике и организовать продуктивную деятельность учащихся, направленную на достижение ими следующих результатов:
- личностных
- формирование умений анализировать, сравнивать, находить ответы на вопросы;
- вырабатывать наблюдательность, навыки и культуру проведения физического теоретического и практического исследования;
- формирование умения делать выводы по результатам эксперимента;
развитию самостоятельности и творческого мышления.
-метапредметных
- Владение устной речью;
- Умение выполнять несложные эксперименты, описывать результаты, делать выводы;
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- Умение владеть основами самоконтроля;
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- Умение определять решения учебной задачи;
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознано выбирать эффективные решения задач;
- Умение работать с информационными ресурсами и ЭОР;
- Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.
-предметных
- повторить основные положения МКТ газов, формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда;
- изучить особенности сообщающихся сосудов и сформировать основной закон сообщающихся сосудов;
- рассмотреть применение сообщающихся сосудов в быту, технике и природе.
- Уметь применять изученный закон к решению задач, объяснять применение сообщающихся сосудов в быту и технике.
Оборудование: различные виды сообщающихся сосудов, два стеклянных сосуда, соединенных резиновой трубкой, презентация «Сообщающиеся сосуды».
Примем объем металла из которого сделана кружка (Vмк)
Примем объем воды в ведре (Vв)
Примем площадь основания ведра (S)
Высота уровня воды в ведре без кружки (Н₁)
Н₁ = (Vв/S)
Высота уровня воды в ведре с плавающей кружкой (Н₂)
Н₂ = Н₁ + (Vк+Vмк)/S = (Vв/S) + (Vк+Vмк)/S = (Vв+Vк+Vмк)/S
Высота уровня воды в ведре с утонувшей кружкой (Н₃)
Н₃ = Н₂ - (Vк/S) = (Vв+Vк+Vмк)/S - (Vк/S) = (Vв+Vк+Vмк-Vк)/S =
= (Vв+Vмк)/S
Изменение высоты уровня воды в ведре с утонувшей кружкой (Н₃) по сравнению с высотой уровня воды в ведре с плавающей кружкой (Н₂)
ΔН = Н₃ - Н₂ = (Vв+Vмк)/S - (Vв+Vк+Vмк)/S = -(Vк/S)
ответ. Уровень воды в ведре понизится на высоту, определяемую из выражения (Vк/S) - отношения внутреннего объема кружки (Vк) к площади основания ведра (S)