Фізика атома і томного ядра
Варіант 1.
1. (16.) Які частинки входять до складу ядра?
А) Електрони і протони;
Б) Тільки протони;
в) Протони і нейтрони;
Г) Електрони, протони, нейтрони.
2. (1б.) Вказати кількість протонів і нейтронів у ядрі атома Al і кількість електронів на
електронній оболонці цього атома?
A) 13 протонів, 14 нейтронів, 13 електронів;
Б) 13 протонів, 14 нейтронів, 14 електронів,
B) 27 протонів, 13 нейтронів, 13 електронів;
Г) 14 протонів, 13 нейтронів, 14 електронів.
3. (1б.) На яку речовину перетвориться 92U після двох а- розпадів і одного р-розпаду.
A) Радон;
Б) Торій; В) Радій; Г) Актіній; д) Свинець.
4. (1б.) Скільки а – та р – розпадів відбудеться при перетворенні 235U в 20°РЬ?
А) 4 а – розпади, ТВ - розпадів;
Б) 14а - розпади, 5 В – розпадів;
В) 7а - розпадів, 4 р – розпади;
Г) 5 а – розпадів, 14 р – розпадів.
5.(1,5б.) Під час бомбардування нейтронами атома алюмінія Al випромінюється а-частинка.
В ядро якого ізотопа перетворюється ядро атома алюмінія? Напишіть реакцію.
6.(1,5 б.) Установіть відповідність між
А) Зарядове число
N
Б) Нуклонне число
2
В) Кількість нейтронів у ядрі
А
Г) Материнське ядро
Ax
7. (2б.)Написати позначення яких не вистачає в наступних ядерних реакціях:
A) EMn + Hн - 53fe+?
Б) 128Hg + фn – 198Au+?
8.(3б.) Розрахуйте потужність атомної електростанції, яка витрачає за добу 220г ізотопа урана
2350 та має ККД 25%. Під час поділу ядра урану виділяється енергія 200 Мев.
Начиная с древних философских учений, ведется дискуссия между сторонниками финитизма и инфинитизма. Их позиции по существу могут быть сведены, соответственно, к отрицанию или признанию существования бесконечного как в форме беспредельности, так и в форме бесконечной делимости. В античной науке финитизм был связан с математическим идеалистическим “атомизмом” пифагорейцев или материалистическим атомизмом Левкиппа и Демокрита. Демокрит, отвергая в своем атомистическом учении бесконечную делимость, отрицал тем самым бесконечность, рассматриваемую как бы “вглубь”. Однако бесконечность, взятую “вширь”, т.е. бесконечное число единиц, существующих одновременно, Демокрит неоднократно признавал существующей. Именно идея атомизма при категоричном и одностороннем ее понимании часто становилась в истории науки жестко финитистской концепцией. В противоположность финитистскому атомизму Анаксагор считал, что “материя делима до бесконечности, самое малое заключает в себе бесконечность”. Аристотель указывал на то, что из утверждений Анаксагора вытекает, будто “в конечной величине... бесконечное множество равных конечных (частей), что невозможно”, “в непрерывном заключено бесконечное (число) половин, но только не в действительности, а в возможности”. Следует отметить, что на протяжении тысячелетий ни одна из противоположных концепций не смогла утвердиться в качестве достаточной базы для удовлетворительного логического решения возникающих мировоззренческих и конкретно-научных, в частности, математических, проблем.
В подходах инфинитистов имелись заметные разногласия по вопросу о том, наличествует ли только потенциальная бесконечность как “возможность всего конечного”, или следует признать также и существование актуальной бесконечности, которая не только заключается в возможной беспредельной последовательности каких-либо объектов или актов, но и дана целиком, сразу во всем своем объеме. Например, знаменитая аксиома Евдокса - Архимеда сводила бесконечность только к потенциальной, поскольку утверждала, что для любых двух неравных величин путем деления большей из них пополам рано или поздно можно достичь такого момента, когда большая величина превратится в меньшую из двух. Согласно Аристотелю, следует принимать не актуальную бесконечную разделенность, но потенциальную бесконечную делимость в смысле неограниченной возможности подразделения. У Платона беспредельность, так же как у Аристотеля, выступает как некая постоянная возможность процесса деления, т.е. как потенциальная бесконечность. Актуальная бесконечность признавалась средневековыми философами как выражение абсолютной полноты и совершенства божественных атрибутов. Фома Аквинский связывал ее с неподвижностью, постоянством. Это характерная черта метафизического отождествления бесконечного с абсолютным “в чистом виде”, оторванным и противопоставленным относительному. (Данное понимание перешло в объективно-идеалистическую философию неотомизма.) В средние века появились и зачатки концепции множественности актуальной бесконечности (Сабит Ибн Корра, Роберт Линкольнский
M = I S B sin α.