I. Фронтальный опрос – ответьте на следующие вопросы: 1) Что такое сила? От чего зависит результат действия силы на тело?
2) Какие типы сил вам известны?
3) Сила тяжести? Что это за сила?
4) Что называется весом тела?
5) Как обозначают площадь поверхности тела в физике и в каких единицах она измеряется? Сколько в одном квадратном метре содержится квадратных см?
II. Подумай:
А) Может ли человек оказать на поверхность воздействие большее или хотя бы такое же как тяжелый гусеничный трактор на грунт?
Б) Почему мы проваливаемся в рыхлый снег в сапогах и не проваливаемся когда стоим на лыжах?
В) Почему нам жестко сидеть на табурете и весьма комфортно лежать в гамаке, сплетенном из грубых веревок?
Ребята! Мы повторили с вами силы природы. Как вы думаете, от чего зависит результат действия силы?
На все эти и другие вопросы мы получим ответы в ходе сегодняшнего урока. Для ответа на эти вопросы надо познакомится с новой физической величиной – давлением
Объяснение:
Дано :
m1 = 2 кг
m2 = 0,5 кг
μ = 0,1
а - ?
Т - ?
Для начала рассмотрим все силы действующие на тело массой ( m1 ) на ось Оу
Оу : 0 = N1 - m1g
соответственно
N1 = m1g
теперь на ось Ох ( для этого же тела )
Ох : m1a = T - Fтр.
m1a = T - μN1
( при N1 = m1g )
m1a = T - μm1g – ( это наше первое уравнение )
Затем рассмотрим силы действующие на тело массой ( m2 )
на ось Оу
Оу : m2a = m2g - T – ( это наше второе уравнение )
объединим два уравнения в систему
m1a = T - μm1g
m2a = m2g - T
сложим два уравнения
a( m1 + m2 ) = g( m2 - μm1 )
a = ( g( m2 - μm1 ) ) / ( m1 + m2 )
a = ( 10 ( 0,5 - 0,1 * 2 ) ) / ( 2 + 0,5 ) = 1,2 м/с²
Теперь вычислим силу натяжения нити ( Т )
( например из следующего уравнения )
m2a = m2g - T
Т = m2 ( g - a )
T = 0,5 ( 10 - 1,2 ) = 4,4 Н
А) Демонстрация возможности движения луча по ломаной траектории со сменой направления рас Пускаем луч из осветителя с однощелевой диафрагмой на плоскую грань полуцилиндра перпендикулярно ей. В зависимости от расстояния до края грани можно реализовать двукратное или четырехкратное внутреннее отражение от прозрачной криволинейной грани полуцилиндра.
Затем демонстрируем примерный ход луча в прозрачном теле вдоль двух длинных прозрачных стенок, пуская луч из осветителя на торец плоскопараллельной пластины.
Прижав к противоположному торцу пластины призму, иллюстрируем возможность стыковки и удлинения кабелей из оптоволокна.
Б) Демонстрация использования световода для освещения труднодоступных мест.
Вставляем на место вынутого непрозрачного экрана плоскую пластину со световодом.
Подносим свободный конец световода к плоскости доски, показываем, как свет из торца освещает поверхность.
В) Принцип формирования изображения с многожильного жгута из светопроводящих нитей.
В выходное окно осветителя помещают трехцветный светофильтр и берут световод в две руки. Свободный конец световода медленно перемещают над разноцветными частями светофильтра, при этом повернутый к ученикам торец световода, впрессованный в прямоугольную пластину, поочередно окрашивается в разные цвета. Комментарий: если серию таких световодов одинаковой длины разместить поперек светофильтра, то расположенные в таком же порядке противоположные торцы световодов передадут рисунок расположения цветов на светофильтре.
Применение волоконной оптики
На дне пруда глубиной 40 см сидит лягушка, прячущаяся под круглым листом, который плавает на поверхности воды. Каким должен быть минимальный радиус листа, чтобы лягушку не увидели преследователи, находящиеся над поверхностью воды? (ответ: 45 см).