Температурный диапазон – это наиболее важный параметр среды обитания живых существ. температура на поверхности планеты зависит от близости светила, излучаемой им энергии, наклона орбиты планеты, ее эксцентриситета, наличия атмосферы и ее состава, наличия океанов и т.д. земля обладала всеми необходимыми с астрономической точки зрения свойствами, чтобы стать «колыбелью жизни». несмотря на общие благоприятные условия, поверхность земли характеризуется большим разнообразием климатических зон, разброс экстремальных температур которых составляет почти 150ºс. верхний предел диапазона температур, относящихся к области активной жизни, составляет около 50ºс. встречаются, однако, низшие организмы, которые приспособились к жизни в горячих источниках с температурой 70 - 90ºс. нагревание до температуры кипения воды выдерживают лишь споры и другие покоящиеся формы, почти не содержащие воды. границы жизни при низких температурах менее определены. область активной жизни, связанной с процессами в водной среде, должна лежать выше 0ºс. итак, температурный интервал, при котором размножение, развитие, эволюция организмов, узок. только наиболее высокоорганизованные животные приобрели в процессе эволюции на земле высокую температуру тела и совершенную терморегуляцию, вследствие чего стали независимыми от температурного режима среды обитания.целью моей работы было проследить, как разные виды живых организмов приспосабливаются к температурным условиям среды обитания. а для этого мне было необходимо проанализировать способы теплообмена живых организмов с окружающей средой и процесс терморегуляции их организма.природа знает несколько способов отдачи энергии: конвекция, излучение, теплопередача и испарение. все они нашли применение в организации процесса теплообмена организмов с окружающей средой. потеря энергии телом пропорциональна площади его поверхности. наблюдения показывают, что размеры тела теплокровных животных могут быть обусловлены климатом. это один из способов приспособления к климату. теплообмену происходит регулирование температуры тела. первый аспект этого процесса состоит в необходимости отвода энергии из внутренних частей к поверхности тела и затем в окружающую среду. эту проблему, в первую очередь решает конвекция, происходящая за счет циркуляции крови по капиллярам. кроме того, борьба с перегревом осуществляется путем увеличения испарения. потоотделение – важный фактор терморегуляции организма, поскольку испарению пота кожа охлаждается.второй аспект проблемы состоит в необходимости уменьшения потерь энергии организмом. сделать это можно путем создания специальной теплоизолирующей прослойки между организмом и окружающей его более холодной средой. у животных с этой целью используются покровы из шерсти, пуха, жировой ткани – материалов, характеризующихся низкой теплопроводностью. у человека эту функцию выполняет одежда, теплоизолирующие свойства которой обусловлены действием воздушной прослойки. на земле также существует немало животных, которые при наступлении неблагоприятных условий, связанных с сезонными изменениями климата, в спячку, то есть переходят в состояние покоя и анабиоза. при этом происходит перерыв в их активной деятельности, обмен веществ снижается до минимума и организм приобретает способность переносить низкие температуры.и наконец еще одним способом борьбы за выживание и животных и человека является создание жилища как средства защиты от дождя, снега и холода. воздух в помещении служит теплоизолирующей прослойкой, стены, крыша и пол жилища – для предохранения этого слоя воздуха от участия в конвективном переносе энергии из помещения на улицу. итак, в ходе своей работы я могу сделать вывод, что разные виды живых организмов во главе с человеком в результате эволюции сумели найти разные способы терморегуляции своего организма, что позволило сделать такой многообразной природу всех уголков нашей прекрасной планеты.тепловое явление,
Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции.
Оборудование: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, провода соединительные, модель генератора электрического тока (одна на класс).
Указания к работе
2. Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток во время движения магнита относительно катушки; во время его остановки.
Индукционный ток возникал, когда двигался магнит. Причем, чем больше было ускорение магнита (при остановке или когда движение начиналось) тем больше был ток. В моменты, когда магнит не двигался, ток был нулевым.
3. Запишите, менялся ли магнитный поток Ф, пронизывающий катушку, во время движения магнит; во время его остановки.
Магнитный поток не может не меняться, так как именно изменение магнитного потока и есть причина возникновения индукционного тока.
поток менялся, когда магнит двигался, в моменты остановки поток не менялся.
4. На основании ваших ответов на предыдущий вопрос сделайте и запишите вывод о том, при каком условии в катушке возникал индукционный ток.
Индукционный ток появляется только тогда, когда меняется магнитный поток.
5. Почему при приближении магнита к катушке магнитный по ток, пронизывающий эту катушку, менялся? (Для ответа на этот вопрос вспомните, во-первых, от каких величин зависит магнитный поток Ф и, во-вторых, одинаков ли модуль вектора индукции В магнитного поля постоянного магнита вблизи этого магнита и вдали от него.)
Магнитный поток — физическая величина, равная произведению модуля вектора магнитной индукции на площадь S и косинус угла α между векторами и нормалью, то есть Ф = В*S*cos a Поле подковообразного магните не однородно, вблизи густота линий больше чем вдали. Кроме того меняется и направление Поэтому, при приближении к магниту, изменение потока больше, чем вдали от него, следовательно и индукционный ток больше.
6. О направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра
Нет, направление индукционного тока будет меняться на противоположное.
7. При большей или меньшей скорости движения магнита относительно катушки магнитный поток Ф, пронизывающий эту катушку менялся быстрее?
При быстром или медленном изменении магнитного потокг сквозь катушку в ней возникал больший по модулю ток?
Магнитный поток менялся быстрее при большей скорости движения магнита.
Следовательно и индукционный ток менялся быстрее пи более быстром движении магнита.
На основании вашего ответа на последний вопрос сделайте и за пишите вывод о том, как зависит модуль силы индукционного тока, возникающего в катушке, от скорости изменения магнитного потока Ф пронизывающего эту катушку.
Чем больше скорость движения магнита относительно катушки, тем больше изменение магнитного потока Ф, а, следовательно, и значение индукционного тока.
8. Соберите установку для опыта по рисунку 185.
9. Проверьте, возникает ли в катушке-мотке 1 индукционный ток в следующих случаях:
а) при замыкании и размыкании цепи, в которую включена
катушка 2;
Возникает
б) при протекании через катушку 2 постоянного тока;
Нет, индукционный ток не появляется.
в) при увеличении и уменьшении силы тока, протекающего через катушку 2, путем перемещения в соответствующую сторону движка реостата.
Да, появляется
10. В каких из перечисленных в пункте 9 случаев меняется магнитный поток, пронизывающий катушку 1 ? Почему он меняется?
Менялся в случаях а) и в). Изменялся, потому что менялся ток (или по величине, или по направлению).
11. Объясните, почему в рамке, вращающейся в магнитном поле, возникает индукционный ток.
Причина - электромагнитная индукция. Меняется поток менялся от 0 (когда рамка параллельна вектору В), до максимума, когда рамка перпендикулярна В.
Лабораторная работа №4
Изучение явления электромагнитной индукции
Цель работы: изучить явление электромагнитной индукции.
Оборудование: миллиамперметр, катушка-моток, магнит дугообразный, источник питания, катушка с железным сердечником от разборного электромагнита, реостат, ключ, провода соединительные, модель генератора электрического тока (одна на класс).
Указания к работе
2. Запишите, возникал ли в катушке индукционный ток во время движения магнита относительно катушки; во время его остановки.
Индукционный ток возникал, когда двигался магнит. Причем, чем больше было ускорение магнита (при остановке или когда движение начиналось) тем больше был ток. В моменты, когда магнит не двигался, ток был нулевым.
3. Запишите, менялся ли магнитный поток Ф, пронизывающий катушку, во время движения магнит; во время его остановки.
Магнитный поток не может не меняться, так как именно изменение магнитного потока и есть причина возникновения индукционного тока.
поток менялся, когда магнит двигался, в моменты остановки поток не менялся.
4. На основании ваших ответов на предыдущий вопрос сделайте и запишите вывод о том, при каком условии в катушке возникал индукционный ток.
Индукционный ток появляется только тогда, когда меняется магнитный поток.
5. Почему при приближении магнита к катушке магнитный по ток, пронизывающий эту катушку, менялся? (Для ответа на этот вопрос вспомните, во-первых, от каких величин зависит магнитный поток Ф и, во-вторых, одинаков ли модуль вектора индукции В магнитного поля постоянного магнита вблизи этого магнита и вдали от него.)
Магнитный поток — физическая величина, равная произведению модуля вектора магнитной индукции на площадь S и косинус угла α между векторами и нормалью, то есть Ф = В*S*cos a Поле подковообразного магните не однородно, вблизи густота линий больше чем вдали. Кроме того меняется и направление Поэтому, при приближении к магниту, изменение потока больше, чем вдали от него, следовательно и индукционный ток больше.
6. О направлении тока в катушке можно судить по тому, в какую сторону от нулевого деления отклоняется стрелка миллиамперметра
Нет, направление индукционного тока будет меняться на противоположное.
7. При большей или меньшей скорости движения магнита относительно катушки магнитный поток Ф, пронизывающий эту катушку менялся быстрее?
При быстром или медленном изменении магнитного потокг сквозь катушку в ней возникал больший по модулю ток?
Магнитный поток менялся быстрее при большей скорости движения магнита.
Следовательно и индукционный ток менялся быстрее пи более быстром движении магнита.
На основании вашего ответа на последний вопрос сделайте и за пишите вывод о том, как зависит модуль силы индукционного тока, возникающего в катушке, от скорости изменения магнитного потока Ф пронизывающего эту катушку.
Чем больше скорость движения магнита относительно катушки, тем больше изменение магнитного потока Ф, а, следовательно, и значение индукционного тока.
8. Соберите установку для опыта по рисунку 185.
9. Проверьте, возникает ли в катушке-мотке 1 индукционный ток в следующих случаях:
а) при замыкании и размыкании цепи, в которую включена
катушка 2;
Возникает
б) при протекании через катушку 2 постоянного тока;
Нет, индукционный ток не появляется.
в) при увеличении и уменьшении силы тока, протекающего через катушку 2, путем перемещения в соответствующую сторону движка реостата.
Да, появляется
10. В каких из перечисленных в пункте 9 случаев меняется магнитный поток, пронизывающий катушку 1 ? Почему он меняется?
Менялся в случаях а) и в). Изменялся, потому что менялся ток (или по величине, или по направлению).
11. Объясните, почему в рамке, вращающейся в магнитном поле, возникает индукционный ток.
Причина - электромагнитная индукция. Меняется поток менялся от 0 (когда рамка параллельна вектору В), до максимума, когда рамка перпендикулярна В.