Изучение явления электромагнитной индукции и принципа действия трансформатора Цель работы: 1) определить на опыте, от чего зависят сила и направление индукционного тока в катушке; 2) познакомиться с принципом действия трансформатора.
Оборудование: миллиамперметр1, проволочная катушка, дугообразный и полосовой магниты, источник тока, школьный трансформатор, реостат, ключ, соединительные провода.
1 Нулевое деление миллиамперметра должно находиться посередине шкалы.
Описание работы
Индукционный ток в замкнутом контуре возникает при изменении магнитного потока через площадь, ограниченную контуром. В данной работе магнитный поток изменяют следующими :
1) изменяя во времени магнитное поле, в котором находится неподвижный контур — например, вдвигая магнит в катушку или выдвигая его из катушки;
2) перемещая этот контур (или его части) в постоянном магнитном поле (например, надевая катушку на магнит).
Ход работы
1. Одну из катушек без сердечника подключите к зажимам миллиамперметра. Надевайте и снимайте катушку с северного полюса дугообразного магнита с различной скоростью (рис. 3).
миллиамперметр
Для каждого случая замечайте максимальное значение силы индукционного тока и его направление (по отклонению стрелки миллиамперметра). Запишите вывод.
2. Переверните магнит и наденьте катушку на его южный полюс, а затем снимите её. Повторите опыт, увеличив скорость движения катушки. Обратите внимание на показания миллиамперметра, в частности на направление отклонения стрелки прибора. Запишите выводы.
3. Сложите два магнита (полосовой и дугообразный) одноимёнными полюсами и повторите эксперимент с разной скоростью движения катушки относительно магнитов. Запишите вывод.
4. Соберите установку, схематически изображённую на рисунке 4.
Рис. 4
5. Проведите следующие опыты.
а) Поставьте ползунок реостата в положение, соответствующее минимальному сопротивлению. Замкните цепь ключом. Запишите, что вы наблюдали при замыкании цепи.
б) Разомкните цепь. Запишите, что вы наблюдали при размыкании цепи.
в) При замкнутой цепи изменяйте положение ползунка реостата и наблюдайте за показаниями миллиамперметра. Запишите, что вы наблюдали.
г) Какие явления, наблюдаемые в этом опыте понять принцип действия трансформатора? Запишите свой ответ.
6. Запишите выводы из эксперимента. Сделать все выводы . Заранее .
F1 = G*m*M / (R1 ^ 2)
F2 = G*m*M / (R2 ^ 2)
, где G - гравитационная постоянная, m - масса тела, на которое действует сила тяжести Земли, M - масса Земли, R1 - расстояние от центра Земли до поверхности, то есть радиус Земли, R2 - расстояние от центра земли до точки, на которой сила тяжести F2 = 1/4 F1.
Поделив уравнения одно на другое, получим
F1/F2 = (R2 ^ 2) / (R1 ^ 2)
F1 = 4*F2 => R2^2 / R1^2 = 4
или
R2 = ± 2*R1
ответ: на высоте равной R1 — радиус Земли — сила тяжести будет в 4 раза меньше, чем на поверхности.
(в решении нашли расстояние от центра, оно равно двум радиусам. А от поверхности это будет уже один радиус Земли)
Каких только гипотез не выдвигалось в разное время для объяснения цвета неба. Наблюдая, как дым на фоне темного камина приобретает синеватый цвет, Леонардо да Винчи писал: „...светлота поверх темноты становится синей, тем более прекрасной, чем превосходными будут светлое и темное". Примерно такой же точки зрения придерживался Гёте, который был не только всемирно известным поэтом, но и крупнейшим ученым естествоиспытателем своего времени. Однако такое объяснение цвета неба оказалось несостоятельным, поскольку, как стало очевидно позднее, смешение черного И белого может дать только серые тона, а не цветные. Синий цвет дыма из камина обусловливается совершенно другим процессом.
После открытия интерференции, в частности в тонких пленках, Ньютон пытался применить интерференцию к объяснению цвета неба. Для этого ему пришлось допустить, что капли воды имеют форму тонкостенных пузырей, наподобие мыльных. Но так как капельки воды, содержащиеся в атмосфере, в действительности представляют собой сферы, то и эта гипотеза вскоре „лопнула", как мыльный пузырь.
Вопрос о цвете неба настолько приковывал внимание ученых, что про-водимые эксперименты по рассеянию света в жидкостях и газах, имевшие гораздо более широкое значение, проводились под углом зрения „лабораторное воспроизведение голубого цвета неба". Об этом говорят и названия работ: „Моделирование голубого цвета неба" Брюкке или „О голубом цвете неба, поляризации света облачным веществом вообще" Тиндаля. Успехи этих экспериментов направили мысли ученых по правильному пути — искать причину голубого цвета неба в рассеянии солнечных лучей в атмосфере.
Первым, кто создал стройную, строгую математическую теорию молекулярного рассеяния света в атмосфере, был английский ученый Рэлей. Он считал, что рассеяние света происходит не на примесях, как это думали его предшественники, а на самих молекулах воздуха.
Для объяснения цвета неба приведем только один из выводов теории Рэлея, Этот вывод гласит: яркость, или интенсивность, рассеянного света изменяется обратно пропорционально четвертой степени длины волны света, падающего на рассеивающую частицу. Таким образом, молекулярное рассеяние чрезвычайно чувствительно к малейшему изменению длины волны света. Например, длина волны фиолетовых лучей (0,4 мкм) примерно в два раза меньше длины волны красных (0,8 мкм) . Поэтому фиолетовые лучи будут рассеиваться в 16 раз больше. Все остальные цветные лучи видимого спектра (синие, голубые, зеленые, желтые, оранжевые) войдут в состав рассеянного света в количествах, обратно пропорциональных четвертой степени длины волны каждого из них. Если теперь все цветные рассеянные лучи смешать в таком соотношении, то цвет смеси рассеянных лучей будет голубым.
Все, конечно, обращали внимание, что цвет неба изменяется ото дня ко дню. Иногда оно насыщенно-голубое, а иногда белесое. В околозенитных частях небо самое голубое, а у горизонта всегда более белесое. Эти особенности изменения цвета неба теория Рэлея не могла объяснить. ответ на эти вопросы получили позднее, когда было исследовано рассеяние света на более крупных частицах, имеющихся в атмосфере, — аэрозолях и создана теория аэрозольного рассеяния.
___
Почему космос чёрный? Объясняю: вот, например, свет – помнишь физику? – материален, то есть состоит из мельчайших частиц А, тьма? Её нет. Хотя мы её видим. На самом же деле, темнота есть лишь – отсутствие света. Открыл окно – есть свет и нет тьмы, зашторил плотно – нет света и есть тьма. так вот в космосе частицы света не видимы их слишком мало в % соотношении. .
Чёрный цвет обычно говорит об отсутствии света. Однако пространство солнечной системы светом наполнено.
Свет обычно движется в пространстве по прямой линии, до тех пор, пока он не отразится от какой-либо поверхности» -
Вспомните, как вы видете лазерную точку, в то время как сам луч вы не видите. Просто, лазерный луч идёт по заданному направлению, и в заполненном светом пространстве вы его не увидите. А поскольку большая часть космического пространства - это пустота, оно кажется нам чёрным. Ну по моему понятно обьяснил..