Как измерить удельную теплоемность металлического цилиндра вмещающиеся в небольшой стакан оборудования террмометра,калолиметр,динанометр или рычажные весы с набором гель,необхдимо: кол-во горячей и холодной волы
Итак, задача эта чисто на такой очень полезный закон: закон сохранения импульса. Согласно нему импульс системы, если действуют консервативные силы (другими словами, нет сил сопротивления), сохраняется. Что же такое импульс? Это скорость*массу тела. Найдем импульс вагона, когда он двигался в одиночку навстречу платформе: p1=m*v1, где и масса, и скорость нам известны! Поскольку платформа неподвижна, ее v2 = 0, значит, и импульс p2=0. Переходим ко второму моменту: они сцепились и движутся вместе. Т. е. получается совокупный импульс, где движется масса обоих тел, она равна массе платформы М +массе вагона m . Поскольку они теперь движутся совместно, их скорость едина. Проведем ось 0Х по направлению движения вагона (потом и платформы с вагоном - они сонаправлены), получится, все прожкции положительны. Отсюда выходит уравнение: m1v1+m2v2=(M+m)Vсовместного движения. Решаем это уравнение (тонны в кг можно не переводить, сократятся)! УДАЧИ НА КОНТРОЛЬНОЙ. если вопросы - задавай :)
Первые сведения о карлуках относятся к V веку. Первоначально они занимали территории между Алтаем и восточным побережьем озера Балхаш. Занимались кочевым скотоводством, охотой, постепенно переходили к оседлому земледелию[1]. Возвышение племени началось после распада Тюркского каганата[2].
Правителей карлуков называли «ябгу» или «джабгу»[3]. Изначально ставка джабгу находилась в городе Суяб (на реке Чу), но в 940 году была перенесена в город Койлык в долине реки Или. В настоящее время вблизи города находится современное село Койлык, расположенное на севере нынешней Алматинской области Казахстана[1].
В 742 году уйгуры, карлуки и басмылы, объединившись, уничтожили Восточно-тюркский каганат. Вождь басмылов был провозглашён верховным правителем и принял титул каган. Но в 744 году объединённые силы уйгуров и карлуков разбили басмылов и убили кагана[4].
В 752 году басмылы вместе с енисейскими киргизами и тюргешами стали союзниками карлукского ябгу (также из рода Ашина) в борьбе с Уйгурским каганатом за восстановление Восточно-Тюркского каганата. Война не имела успеха для союзников. Ябгу карлуков оставил надежды на каганат и прекратил «войну за тюркское наследство»[5][6].
В знаменитой битве за Мавераннахр между войсками полководца Зияд ибн Салиха (Халифат) и китайцами (династия Тан) на реке Талас (751 год) карлуки, перейдя на сторону арабов, решили исход сражения[7].
Эти земли позже вошли в состав Карлукского каганата (766—840)[3], который затем заменило Караханидское государство (840—1210). C 960 года среди карлуков начал распространяться ислам[1].
Подчинение карлуков державе Караханидов (предположительно, выходцев из их же среды) сопровождалось ростом среди них имущественного и общественного расслоения, исламизацией и дальнейшим оседанием, прежде всего в Кашгарии и Фергане, где, в результате их взаимодействия с местным населением, распространились их диалекты, которые легли в основу старейшего из тюрко-мусульманских письменных языков — «бограханского» или «хаканийского» и современных узбекского и уйгурского (новоуйгурского) языков (карлукская подгруппа тюркской группы)[8].
В 1211 году Чингис-хану добровольно подчинились правитель Алмалыка Бузар, карлуский хан Арслан-хан, служивший до этого кара-китаям и найманам, а также ферганские карлуки Кадар-мелика[9].
Карлукское наречие (чагатайский язык в монгольские времена, 1220—1390) легло в основу современных узбекского (в Мавераннахре) и уйгурского (в Восточном Туркестане) языков[10].
Во второй половине XIX — начале XX века часть карлуков, вошедших в состав узбекского народа, жили на территории современной Кашкадарьинской, Бухарской и Сурхандарьинской областей Узбекистана[11].
Ныне небольшие этнические группы карлуков встречаются в Таджикистане[12].
ПроисхождениеПравить
Согласно «Родословной туркмен», древние карлуки от части войска Огуз-хана, которое застряло в снегопаде, за что и получило прозвище карлык (гарлык) - люди в снегу. Карлуки входили в число илей, которые не были прямыми потомками Огуз-хана[13]. В «Джами ат-таварих» упоминаются в числе племён, входивших в составе туркмен[14].
Первоначально карлукский племенной союз состоял из трёх крупных племён, среди которых самым многочисленным было племя чигил[15]. Предками современных узбеков и уйгуров являются в частности и карлуки[16].
В китайских источниках перечисляются некоторые другие племена карлуков: моуло (булак), чисы (чигиль) и таши (ташлык)[17]. Арабский географ ал-Марвази (XII век) отмечает, что в состав карлукской конфедерации входили такие племена, как тусхи, чигили, азкиши, тюргеши, халаджи, чаруки, барсханы. Часть карлуков в VII веке образовала владение в Тохаристане.
Выдающийся тюркский филолог и лексикограф, автор первого энциклопедического словаря тюркского языка «Диван лугат ат-турк» Махмуд аль-Кашгари, живший в XI веке в Караханидском государстве, причислял древних карлуков к туркменам[18].
Л. Н. Гумилёв связывал происхождение карлуков с тюркютами. По его мнению, карлуки были потомками ветви тюркютов[19][20]. Собственно тюркюты, как полагает Гумилёв, сложились в результате слияния монголоязычных пришельцев с местным тюркоязычным населением Алтая[21].
Малявкин отмечает, что такие группы, "о которых совершенно точно известно, что они не тюрки-тугю, например, карлуки и эфталиты".[22]
И. П. Магидович упоминает поздних карлуков начала ХХ века в числе племён смешанного тюркского и монгольского происхождения[23]. Версию монгольского происхождения тюркютов в своих трудах поддерживали Н. Я. Бичурин[24][25] и А. С. Шабалов[26].
Первые сведения о карлуках относятся к V веку. Первоначально они занимали территории между Алтаем и восточным побережьем озера Балхаш. Занимались кочевым скотоводством, охотой, постепенно переходили к оседлому земледелию[1]. Возвышение племени началось после распада Тюркского каганата[2].
Правителей карлуков называли «ябгу» или «джабгу»[3]. Изначально ставка джабгу находилась в городе Суяб (на реке Чу), но в 940 году была перенесена в город Койлык в долине реки Или. В настоящее время вблизи города находится современное село Койлык, расположенное на севере нынешней Алматинской области Казахстана[1].
В 742 году уйгуры, карлуки и басмылы, объединившись, уничтожили Восточно-тюркский каганат. Вождь басмылов был провозглашён верховным правителем и принял титул каган. Но в 744 году объединённые силы уйгуров и карлуков разбили басмылов и убили кагана[4].
В 752 году басмылы вместе с енисейскими киргизами и тюргешами стали союзниками карлукского ябгу (также из рода Ашина) в борьбе с Уйгурским каганатом за восстановление Восточно-Тюркского каганата. Война не имела успеха для союзников. Ябгу карлуков оставил надежды на каганат и прекратил «войну за тюркское наследство»[5][6].
В знаменитой битве за Мавераннахр между войсками полководца Зияд ибн Салиха (Халифат) и китайцами (династия Тан) на реке Талас (751 год) карлуки, перейдя на сторону арабов, решили исход сражения[7].
Эти земли позже вошли в состав Карлукского каганата (766—840)[3], который затем заменило Караханидское государство (840—1210). C 960 года среди карлуков начал распространяться ислам[1].
Подчинение карлуков державе Караханидов (предположительно, выходцев из их же среды) сопровождалось ростом среди них имущественного и общественного расслоения, исламизацией и дальнейшим оседанием, прежде всего в Кашгарии и Фергане, где, в результате их взаимодействия с местным населением, распространились их диалекты, которые легли в основу старейшего из тюрко-мусульманских письменных языков — «бограханского» или «хаканийского» и современных узбекского и уйгурского (новоуйгурского) языков (карлукская подгруппа тюркской группы)[8].
В 1211 году Чингис-хану добровольно подчинились правитель Алмалыка Бузар, карлуский хан Арслан-хан, служивший до этого кара-китаям и найманам, а также ферганские карлуки Кадар-мелика[9].
Карлукское наречие (чагатайский язык в монгольские времена, 1220—1390) легло в основу современных узбекского (в Мавераннахре) и уйгурского (в Восточном Туркестане) языков[10].
Во второй половине XIX — начале XX века часть карлуков, вошедших в состав узбекского народа, жили на территории современной Кашкадарьинской, Бухарской и Сурхандарьинской областей Узбекистана[11].
Ныне небольшие этнические группы карлуков встречаются в Таджикистане[12].
ПроисхождениеПравить
Согласно «Родословной туркмен», древние карлуки от части войска Огуз-хана, которое застряло в снегопаде, за что и получило прозвище карлык (гарлык) - люди в снегу. Карлуки входили в число илей, которые не были прямыми потомками Огуз-хана[13]. В «Джами ат-таварих» упоминаются в числе племён, входивших в составе туркмен[14].
Первоначально карлукский племенной союз состоял из трёх крупных племён, среди которых самым многочисленным было племя чигил[15]. Предками современных узбеков и уйгуров являются в частности и карлуки[16].
В китайских источниках перечисляются некоторые другие племена карлуков: моуло (булак), чисы (чигиль) и таши (ташлык)[17]. Арабский географ ал-Марвази (XII век) отмечает, что в состав карлукской конфедерации входили такие племена, как тусхи, чигили, азкиши, тюргеши, халаджи, чаруки, барсханы. Часть карлуков в VII веке образовала владение в Тохаристане.
Выдающийся тюркский филолог и лексикограф, автор первого энциклопедического словаря тюркского языка «Диван лугат ат-турк» Махмуд аль-Кашгари, живший в XI веке в Караханидском государстве, причислял древних карлуков к туркменам[18].
Л. Н. Гумилёв связывал происхождение карлуков с тюркютами. По его мнению, карлуки были потомками ветви тюркютов[19][20]. Собственно тюркюты, как полагает Гумилёв, сложились в результате слияния монголоязычных пришельцев с местным тюркоязычным населением Алтая[21].
Малявкин отмечает, что такие группы, "о которых совершенно точно известно, что они не тюрки-тугю, например, карлуки и эфталиты".[22]
И. П. Магидович упоминает поздних карлуков начала ХХ века в числе племён смешанного тюркского и монгольского происхождения[23]. Версию монгольского происхождения тюркютов в своих трудах поддерживали Н. Я. Бичурин[24][25] и А. С. Шабалов[26].