Лабораторная работа № 9 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».
Цель: На опыте выяснить условия, при которых тело плавает и при которых тонет.
Оборудование: одноразовый пластиковый стакан, сосуд большей ёмкости, чем стакан (такой, чтобы стакан полностью погружался в воду), заполненный водой, сухой песок, сухая тряпка или салфетка.
Ход работы.
1. Повторите по учебнику п. 52 «Плавание тел».
2. Насыпьте в стаканчик немного песка, столько, чтобы он плавал на поверхности воды в вертикальном положении и большая его часть находилась над поверхностью воды.
3. Насыпьте в стаканчик ещё немного песка и посмотрите, что с ним будет происходить, погрузится он или начнёт всплывать? Сделайте вывод, что произошло и почему, сравнив начальные значения силы тяжести (Fт) и средней плотности (ρ) стаканчика с песком, с их последующими значениями (по вашим наблюдениям).
4. Продолжая досыпать песок в стаканчик обратите внимание на его погружение в воду и отметьте, когда стакан: 1) погрузится до верхнего края, но при этом не утонет. Отметьте на стаканчике уровень песка, вынув стакан из воды, как называется данная линия для судна и вес груза (песка); 2) опустите стакан в воду и досыпьте ещё песка, что произойдёт со стаканом? Останется на плаву или утонет. Сделайте вывод, какая сила в этот момент будет больше Fт или Fa. Подтвердили ли вы теорию п. 52? Сделайте рисунок с отметкой линии уровня песка (какую примерно часть стакана занимает песок) для следующих случаев:1) стакан плавает, 2) стакан погрузился в воду до верхнего края, 3) стакан утонул.
5. Сделайте общий вывод об условиях плавания тел: сравнивая силы, действующие на стакан с песком, плотности воды и стакана с песком на разных этапах работы.
За 4 секунды радиоимпульс пройдет:
S = c · t = 3 · 10⁸ · 4 = 12 · 10⁸ (м)
То есть, через 4 секунды радиоимпульс дойдет до Земли, отразится и придет в точку, отстоящую от Земли на расстоянии:
S₂ = S - S₁ = 12 · 10⁸ - 6 · 10⁸ = 6 · 10⁸ (м)
где S₁ - расстояние, которое импульс пройдет от ракеты до Земли.
Таким образом, отраженный от Земли радиоимпульс ракета приняла, находясь в точке отправки, значит, за 4 секунды расстояние между ракетой и Землей не изменилось, и скорость ракеты, очевидно, равна нулю.
Однако, в данной задаче имеет смысл говорить только о скорости ракеты, как об изменении расстояния между ракетой и Землей. Например, ракета может продолжать двигаться по окружности вокруг Земли.
Лабораторная работа №10
Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели)
• Цель работы
Ознакомиться с основными деталями электрического двигателя постоянного тока на модели этого двигателя
• Приборы и материалы
Модель электродвигателя, источник питания, ключ, соединительные провода.
Индуктор – электромагнит, создающий магнитное поле, в котором вращается якорь.
Якорь - подвижная часть электродвигателя.
• Выполнение работы:
1. Основные причины, почему не работает электродвигатель:
1) Отсутствие контакта щеток с полукольцами;
2) Возник обрыв цепи.
3) Повреждение обмотки якоря;
Если в первых двух случаях вы вполне справится самостоятельно, но в случае обрыва обмотки нужно обратиться к преподавателю. Перед включением двигателя следует убедиться, что его якорь может свободно вращаться и ему ничего не мешает, иначе при включении электродвигатель будет издавать характерное гудение, но вращаться не будет.
2. При изменении направления тока в цепи, двигатель вращается в противоположную сторону.
• Вывод: в ходе данной лабораторной работы мы ознакомились с основными деталями электрического двигателя постоянного тока на модели этого двигателя.