Лабораторная работа е 10. Определение показателя преломления стекла Цель работы: определить показатель преломления стекла. Сравнить полу- ченное значение показателя преломления с табличным значением и оце- Нить достоверность полученного результата. Оборудование: стеклянная плоскопараллельная пластина, английские булавки – 4 шт., линейка измерительная, бумага белая, транспортир. 3 НОГО Указания к работе 1. Положите на лист бумаги Плоскопарал- лельную пластину, обведите её. 2. Воткните в бумагу две булавки 1 и 2, одну из них (2) вплотную к пластине, другую про- АВ извольно (рис. 12). 3. Воспользовавшись свойством прямолиней- распространения света, определите Рис. 12. Преломление светового прямую, вдоль которой пойдет луч после луча на границе воздух – стекло. двойного преломления в пластине. Для этого воткните булавки 3 и 4 за пластиной таким образом, чтобы каждая из них закрывалась булавкой, находящейся ближе к глазу наблюдателя. 4. Уберите с листа булавки и пластину. Через точки 1 и 2 проведите луч, падающий на пластину. Через точки 3 и 4 проведите луч, вышедший из пластины. Соедините точку падения с точкой выхода луча из пластины. Полученная линия - это луч, преломленный в стекле. 5. Измерьте транспортиром угол падения а и угол преломления . 6. Определите показатель преломления стекла по формуле: sin a n= sin 7. Сравните результаты с табличными данными. Сделайте выводы. 8. Рассмотрите на рисунке треугольники ДADO и Д ОВС. Докажите, что показа- тель преломления можно определить по формуле: AD СВ при условии, если АО - ОВ.
Будем считать, что пластина диэлектрика полностью заполняет зазор между пластинами конденсатора и ее вытаскивают медленно, т.е. можно пренебречь выделением теплоты в цепи
емкость при вынимании пластины диэлектрика уменьшилась в ε раз. изменение емкости конденсатора составит:
ΔC = C2 - C1 = (C/ε) - C = ((1-ε)/ε) * C
изменение заряда на обкладках конденсатора:
Δq = ΔC U = CU * ((1-ε)/ε)
изменение энергии конденсатора:
ΔW = (ΔC U²)/2 = (C U²)/2 * ((1-ε)/ε)
работа ЭДС по переносу заряда Δq в цепи:
A(E) = Δq U = ((1-ε)/ε) C U²
работа ЭДС по переносу заряда и работа внешних сил по выниманию пластины пойдет на приращение энергии конденсатора:
На примитивном школьном уровне отличие в том, что магнитное поле действует только на движущиеся заряды и не действует на неподвижные. Элеметрическое поле, напротив, действует на все заряды - на зависимо от того, движутся они или нет относительно поля. Дополнительное отличие - у магнитного силовые линии всегда замкнуты, а у электрического - не всегда. Электрические заряды являются источниками (и стоками) для силовых линий электрического поля. Магнитных зарядов в природе не обнаружено.
А вот когда это рассматривается уже на серёзном уровне, с привлечением теории относительности, - вот тогда и выясняется, что электрическое и магнитное поле есть лишь проявления более общего явления - единого электромагнитного поля, и что то, ЧТО мы видим, на самом деле зависит от выбора системы отсчёта. Но это уже совсем другая история...
емкость при вынимании пластины диэлектрика уменьшилась в ε раз. изменение емкости конденсатора составит:
ΔC = C2 - C1 = (C/ε) - C = ((1-ε)/ε) * C
изменение заряда на обкладках конденсатора:
Δq = ΔC U = CU * ((1-ε)/ε)
изменение энергии конденсатора:
ΔW = (ΔC U²)/2 = (C U²)/2 * ((1-ε)/ε)
работа ЭДС по переносу заряда Δq в цепи:
A(E) = Δq U = ((1-ε)/ε) C U²
работа ЭДС по переносу заряда и работа внешних сил по выниманию пластины пойдет на приращение энергии конденсатора:
А + A(E) = ΔW
учитывая, что U = q/C, получаем:
А = (q²/(2C)) * ((ε-1)/ε)
Дополнительное отличие - у магнитного силовые линии всегда замкнуты, а у электрического - не всегда. Электрические заряды являются источниками (и стоками) для силовых линий электрического поля. Магнитных зарядов в природе не обнаружено.
А вот когда это рассматривается уже на серёзном уровне, с привлечением теории относительности, - вот тогда и выясняется, что электрическое и магнитное поле есть лишь проявления более общего явления - единого электромагнитного поля, и что то, ЧТО мы видим, на самом деле зависит от выбора системы отсчёта.
Но это уже совсем другая история...