Лабораторная работа
Тема: “Выяснение условия равновесия рычага”
Оборудование: линейка, карандаш, резинка, монеты старого образца (1 коп, 2 коп, З коп, 5 коп).
Ход работы:
1. Положить под середину линейки карандаш, чтобы линейка находилась в равновесии.
2. Положить на один конец линейки резинку.
3. Уравновесить рычаг с монет.
4. Учитывая, что масса монет старого образца 1 коп – 1 г, 2 коп – 2 г, З коп – З г, 5 коп – 5 г. Вычислить массу резинки , m1, кг.
5. Сместить карандаш к одному из концов линейки.
6. Измерить плечи ℓ1 и ℓ2, м.
7. Уравновесить рычаг с монет m2, кг.
8. Определить силы, действующие на концы рычага F1 = m1g, F2 = m2g
9. Вычислите момент сил M1 = F1ℓ1, М2 = Р2ℓ2
10. Заполните таблицу.
– длина одного вагона или локомотива,
– скорость передней точки локомотива, когда он проезжает мимо,
– скорость поезда, когда локомотив только что проехал наблюдателя,
– скорость поезда, когда только k вагонов ещё не проехали мимо,
– скорость поезда, когда весь поезд проехал наблюдателя,
Будем измерять время от состояния
Пусть через время наступило состояние
Пусть состояния и – отделаят промежуток времени
Состояния и – очевидно отделаят промежуток времени
Через средние скрости, ясно, что:
[1]
[2]
[3]
Кроме того:
[4]
Складывая [1] и [2], получаем:
Учитывая [4], получаем:
Разделим последние уравнения:
[5] – это всё время движения поезда мимо наблюдателя:
За это время скорость дорастает от значения до значения изменяясь на величину
При том же ускорении за первый интервал скорость возрастёт только на величину:
Средняя скорость за время проезда локомотива:
[6]
Средняя скорость за время проезда всего поезда:
[7]
Перемножим [6] и [7] крест-накрест:
С учётом [5] имеем:
ОТВЕТ:
Например, при и получаем:
при и получаем:
при и получаем:
Обозначим скорость поезда в начальный момент, как
скорость, когда только один вагон проехал мимо наблюдателя:
когда только 6 последних вагонов не проехали наблюдателя:
и скорость , когда весь состав проехал мимо наблюдателя:
В соответствии с условием: интервалы времени от состояния до и от состояния до – одинаковы, а значит и изменение скорости одинаковое, поскольку движение равноускоренное:
[1]
С другой стороны, от состояния до – поезд проезжает расстояние вшестеро большее, чем от состояния до – а значит, средняя скорость вшестеро больше средней скорости
Сложим с [1] :
[2]
Поскольку разность квадратов краевых скоростей при одном и том же ускорении пропорциональна пройденному пути, то:
так как вся длина поезда составляет вагонов + локомотив.
Подставляем [2] и получаем:
Из [2]:
ОТВЕТ:
ВТОРОЙ
Запишем уравнение движения передней точки поезда относительно наблюдателя:
Обозначим длину вагона, как
Локомотив, потом почти весь состав без 6 вагонов, и затем весь состав –
– проедут через время и
[1]
[2]
Вычтем из последнего – предпоследнее:
Поскольку то, используя [1]:
[3]
Учитывая [2] :
Используя [1] :
Скорость в конце прохождения всего состава, учитывая [3] :
ОТВЕТ: