ЛР. Определение модуля упругости гуми ЛР. Определение модуля упругости резины
10 КЛАСС
Цель онлайн урока: формировать во время во время дистанционного обучения экспериментальные умения определять упругие свойства тела и исследовательские навыки.
Актуализация опорных знаний. Онлайн проверка знаний
Перед началом лабораторной работы, вспомните урок «Механические свойства твердых тел», ведь именно понимание формул из этого урока позволят понять опыт и провести соответствующие вычисления.
Изучение нового материала
Внимание! Данная лабораторная работа проводится на основе данных, которые вы возьмете с рисунка. Проводить опыт лично не нужно.
В рабочих тетрадях записываем тему, цель, оборудование, ход работы, данные измерений и заключение.
Лабораторная работа №8 «Определение модуля упругости (модуля Юнга) резины».
Цель работы: экспериментально проверить закон Гука и определить модуль упругости резины.
оборудование:
1. Линейка.
2. Резиновый шнур.
3. Штангенциркуль.
4. Штатив.
5. Динамометр.
ход работы
Опыт.
1. Возьмем резиновый шнур и измерим (смотрим значения на рисунке) его диаметр. (Кто не помнит, как пользоваться штангенциркулем, ищите видео в Yuotube с подсказками). Результат записываем в тетрадь d =.
Определение модуля упругости (модуля Юнга) вещества.
2. Фиксируем полную длину шнура (на рисунке). Записываем значение l0 =.
3. Подвешиваем к шнуру грузило массой 2 кг и фиксируем его длину в растянутой состоянии: l =. Вычисляем, на сколько растянулся шнур: Δl =.
Обработка результатов эксперимента
4. Зная массу тяжелая, вычисляем силу, с которой грузило растягивает резиновый шнур. Понятно, что эта сила будет равна весу грузила, то есть силе притяжения, которая на него действует: F = P = Fтяж = mg =.
5. Вычислите модуль упругости (модуль Юнга) по следующей формуле:
Вычисления модуля упругости (модуля Юнга).
Кто желает получить за лабораторную работу высокую оценку, должен написать, как ее вывести из формул пункта §35 по учебнику «Физика 10 класс, В. Г. Барьяхтар, С. Довгий».
вывод:
6. Сделайте вывод и запишите его в рабочую тетрадь
При смачивании, например водой стеклянного капилляра (краевой угол смачивания θ<90°) образуется вогнутый мениск, жидкость в капилляре поднимается. Это явление называется капиллярным поднятием жидкости. Жидкость поднимается тем выше, чем меньше радиус капилляра. Поверхность жидкости имеет отрицательную кривизну, поэтому дополнительное давление Лапласа стремится растянуть жидкость (давление направлено к центру кривизны) и поднимает ее в капилляре.
При несмачивании, например ртутью стеклянного капилляра (θ>90°), образуется выпуклый мениск, уровень жидкости в капилляре опускается. Это явление называется капиллярной депрессией. Жидкость опускается тем ниже, чем меньше радиус капилляра. Кривизна поверхности жидкости будет положительной, дополнительное давление Лапласа направлено внутрь жидкости (жидкость будет сжиматься), в результате чего жидкость в капилляре опускается.
Высота поднятия (понижения) уровня жидкости в капилляре:
h = 2σcosθ/((ρ-ρ₀)gR), где σ - коэффициент поверхностного натяжения искривленной поверхности, разделяющей жидкую и газообразную фазы, R - радиус капилляра, θ - краевой угол смачивания, ρ - плотность жидкости, ρ₀ - плотность газа, п - ускорение свободного падения 9,81 м/с²
Это выражение носит название уравнения Жюрена
Дано:
t пара=100 градусов
Vводы = 10 л
t воды = 20 градусов
L воды = 2,3*
с воды = 4200 Дж/кг
Найти:
m пара = ?
Решение:
Теплота нагревания воды до нужной нам температуры вычислим по формуле:
Q= c воды*m воды * Δt = с*ρ*V*Δt
Теплота испарения воды: Q=L*m пара
По закону сохранения энергии: Q пара = Q воды,
значит,
L*m пара = с*ρ*V*Δt
Откуда, следует:
m пара = (с*ρ*V*(t конечн. - t начальн.))/L =
= (4200 Дж/кг*1000 кг/м.куб*0.01 м.куб*80)/2300000 Дж/кг= 14 кг
ответ: масса пара = 1,4 кг .