Молекула (новолат. molecula, уменьшительное от лат. moles — масса) , наименьшая частица вещества, обладающая его химическими свойствами. Молекула состоит из атомов, точнее — из атомных ядер, окружающих их внутренних электронов и внешних валентных электронов, образующих химические связи (см. Валентность) . Внутренние электроны атомов обычно не участвуют в образовании химических связей. Состав и строение молекул данного вещества не зависят от его получения. В случае одноатомных молекул (например, инертных газов) понятия молекулы и атома совпадают. Впервые понятие о молекулах было введено в химии в связи с необходимостью отличать молекулу как наименьшее количество вещества, вступающее в химические реакции, от атома как наименьшего количества данного элемента, входящего в состав молекулы (Международный конгресс в Карлсруэ, 1860). Основные закономерности строения молекул были установлены в результате исследования химических реакций, анализа и синтеза химических соединений, а также благодаря применению ряда физических методов. Атомы объединяются в молекулы в большинстве случаев химическими связями. Как правило, такая связь создаётся одной, двумя или тремя парами электронов, которыми владеют сообща два атома. Молекула может содержать положительно и отрицательно заряженные атомы, т. е. ионы; в этом случае реализуются электростатические взаимодействия. Помимо указанных, в молекулах существуют и более слабые взаимодействия между атомами. Между валентно не связанными атомами действуют силы отталкивания. Состав молекул выражают формулами химическими. Эмпирическая формула (например, С2Н6О для этилового спирта) устанавливается на основании атомного соотношения содержащихся в веществе элементов, определяемого химическим анализом, и молекулярной массы. Развитие учения о структуре молекул неразрывно связано с успехами прежде всего органической химии. Теория строения органических соединений, созданная в 60-х гг. 19 в. трудами А. М. Бутлерова, Ф. А. Кекуле, А. С. Купера и др. , позволила представить строение молекул структурными формулами или формулами строения, выражающими последовательность валентных химических связей в молекулах. При одной и той же эмпирической формуле могут существовать молекулы разного строения, обладающие различными свойствами (явление изомерии) . Таковы, например, этиловый спирт С5Н5ОН и диметиловый эфир (СН3)2О. Структурные формулы этих соединений разнятся: В некоторых случаях изомерные молекулы быстро превращаются одна в другую и между ними устанавливается динамическое равновесие (см. Таутомерия) . В дальнейшем Я. Х. Вант-Гофф и независимо французский химик А. Ж. Ле Бель пришли к пониманию пространственного расположения атомов в молекуле и к объяснению явления стереоизомерии. А. Вернер (1893) распространил общие идеи теории строения на неорганические комплексные соединения. К началу 20 в. химия располагала подробной теорией строения молекул, исходящей из изучения только их химических свойств. Замечательно, что прямые физические методы исследования, развитые позднее, в подавляющем большинстве случаев полностью подтвердили структурные формулы химии, установленные путём исследования макроскопических количеств вещества, а не отдельных молекул. В физике понятие о молекулах оказалось необходимым для объяснения свойств газов, жидкостей и твёрдых тел. Прямое экспериментальное доказательство существования молекул впервые было получено при изучении броуновского движения (французский физик Ж. Перрен, 1906).
1. am=F-Fтрения
am=F-kmg
F=am+kmg
F=m(a+kg)
m=25000/2,1
m=11 904 кг.
3. начальная скорость - v(0)=15 м/с
конечная скорость - v(k) = 0 м/с (так как он в самом верху остановится, прежде чем падать обратно)
ускорение свободного падения - g=10 м/с^2
Найти: время (t)
из формулы ускорения g=( v(k) - v(0) ) / t выводим
t = ( v(k) - v(0) ) / g
t = (0 м/с - 15 м/с) / (-g) (-g - ускорение свободного падения направлено против вектора ускорения камня)
t = -15 м/с / -10 м/с^2
t= 1,5 с
ответ: t=1,5 с.
4. m1 = 50 килограмм - масса мальчика, ловящего мяч;
m2 = 500 грамм - масса мяча;
v2 = 3 м/с (метров в секунду) - скорость мяча до взаимодействия с мальчиком.
Требуется определить v1 (м/с) - скорость мальчика после взаимодействия с мячом.
Переведем единицы измерения массы в систему СИ:
m2 = 500 грамм = 500 * 3-3 = 500 / 1000 = 0,5 килограмм.
Тогда, по закону сохранения импульса (количества движения), получаем:
m2 * v2 = (m1 + m2) * v1;
v1 = m2 * v2 / (m1 + m2);
v1 = 0,5 * 3 / (50 + 0,5) = 5 / 50,5 = 0,1 м/с (результат был округлен до одной десятой).
ответ: скорость мальчика после взаимодействия будет равна 0,1 м/с.