может ли падающая с некоторой высоты капля дождя нагреться до температуры кипения вследствие удара об землю? дождевые облака находятся на высоте от 8 до 10 км над поверхностью Земли.
Демонстрации: работа электрофорной машины, термопары, фотоэлемента.
Цель урока: выяснить физическую природу электрического тока; выяснить какие источники тока бывают, изучить принцип их работы, применение источников тока.
Технология: технология критического мышления.
Задачи:
образовательные: дать понятие электрического тока, условия его существования; дать понятие источников тока, показать основные физические и химические процессы, протекающие в источниках тока; изучить устройство различных типов источников тока.
воспитательные: воспитывать познавательный интерес, любознательность, потребность к углублению и расширению знаний.
Этап урокаСодержание предлагается выполнить тест по ранее изученной теме с целью актуализации знаний.Тестовое задание 1:1. Какие частицы входят в состав ядра атома: а) протоны и электроны б) электроны, протоны и нейтроны в) протоны и нейтроны г) нейтроны и электроны2. Каков знак заряда атома? Всего атома? а) положительный, отрицательный б) положительный, атом нейтраленв) положительный, положительный г) отрицательный, атом нейтрален3. Каких частиц в атоме равное количество? а) протонов и нейтронов б)нейтронов и электронов в) протонов и электронов4. Наличие в веществе, каких частиц делает его проводником электричества? а) электронов? б) ядер атомов в) свободных электронов и ионов г) свободных, легко перемещающихся атомов5. Как взаимодействуют между собой два одинаковых шарика, подвешенных на шелковых нитях, если они заряжены одноименными зарядами? а) притягиваются б) отталкиваются в) не взаимодействуют.Задание 2:Обучающимся предлагается закончить предложения:Незаконченное предложение: ( технология развития критического мышления)1. Если палочку потереть о шелк, то она приобретет … ( положительный заряд)2. Атом, захвативший лишний электрон, превращается в … (отрицательный ион)3. У протона заряд … (положительный)4. Заряды частиц различаются только … ( знаками)5. При электризации трением оба тела приобретают заряды одинаковые по модулю, но … ( противоположные по знаку)
Демонстрация опыта. Взяты два электроскопа. Один заряжен, другой нет. Соединяем. Наблюдаем.Что произошло? ( Уменьшение показания одного, увеличение показаний другого). Почему? (Под действием электрического поля электроны проводимости перемещаются по проводнику. Электрический заряд перенесен свободными электронами, движущимися по проводнику).Вывод: 1) Электрический ток - направленное движение заряженных частиц. 2) Движение направленных электронов проводимости металлических проводниках под действием электрического поля называют электрическим током.Условия существования электрического тока.1. Наличие свободных заряженных частиц (электронов, положительных и отрицательных ионов)2. Наличие электрического поля.Проблема:Что необходимо для существования электрического поля??
1)В этом случае ток, дойдя до точки A, распределяется между тремя рёбрами куба. При этом, поскольку все три ребра эквивалентны с точки зрения симметрии, ни одному из рёбер нельзя придать большую или меньшую «значимость». Поэтому ток между этими рёбрами должен распределиться обязательно поровну. 2)Точки с одинаковым потенциалом можно соединять проводниками. Это ничего не изменит, потому что по этим проводникам всё равно не потечёт никакой ток: 3)В результате получим, что рёбра AC, AD и AE соединятся в одной точке. Назовём её точкой T. Точно также рёбра FB, GB и KB соединятся в одной точке. Назовём её точкой M. Что касается оставшихся 6 рёбер, то все их «начала» окажутся соединены в точке T, а все концы — в точке M. В результате мы получим следующую эквивалентную схему: Где Rрез.=R/3+R/6+R/3=5R/6 В нашем случае R=12, поэтому Rрез.=5*12/6=10 Ом
Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, экран, презентация «Электрический ток. Источники тока», набор источников тока
( гальванический, термоэлектрический, аккумулятор, фотоэлемент), наглядная физика ( диски 8 класс); таблица «Электрический ток».
Демонстрации: работа электрофорной машины, термопары, фотоэлемента.
Цель урока: выяснить физическую природу электрического тока; выяснить какие источники тока бывают, изучить принцип их работы, применение источников тока.
Технология: технология критического мышления.
Задачи:
образовательные: дать понятие электрического тока, условия его существования; дать понятие источников тока, показать основные физические и химические процессы, протекающие в источниках тока; изучить устройство различных типов источников тока.
развивающие: развивать умения анализировать учебный материал, наблюдать, сравнивать сопоставлять изучаемые явления и факты; развивать критическое мышление учащихся - развивать умение анализировать, сопоставлять, делать выводы.
воспитательные: воспитывать познавательный интерес, любознательность, потребность к углублению и расширению знаний.
Этап урокаСодержание предлагается выполнить тест по ранее изученной теме с целью актуализации знаний.Тестовое задание 1:1. Какие частицы входят в состав ядра атома: а) протоны и электроны б) электроны, протоны и нейтроны в) протоны и нейтроны г) нейтроны и электроны2. Каков знак заряда атома? Всего атома? а) положительный, отрицательный б) положительный, атом нейтраленв) положительный, положительный г) отрицательный, атом нейтрален3. Каких частиц в атоме равное количество? а) протонов и нейтронов б)нейтронов и электронов в) протонов и электронов4. Наличие в веществе, каких частиц делает его проводником электричества? а) электронов? б) ядер атомов в) свободных электронов и ионов г) свободных, легко перемещающихся атомов5. Как взаимодействуют между собой два одинаковых шарика, подвешенных на шелковых нитях, если они заряжены одноименными зарядами? а) притягиваются б) отталкиваются в) не взаимодействуют.Задание 2:Обучающимся предлагается закончить предложения:Незаконченное предложение: ( технология развития критического мышления)1. Если палочку потереть о шелк, то она приобретет … ( положительный заряд)2. Атом, захвативший лишний электрон, превращается в … (отрицательный ион)3. У протона заряд … (положительный)4. Заряды частиц различаются только … ( знаками)5. При электризации трением оба тела приобретают заряды одинаковые по модулю, но … ( противоположные по знаку)Демонстрация опыта. Взяты два электроскопа. Один заряжен, другой нет. Соединяем. Наблюдаем.Что произошло? ( Уменьшение показания одного, увеличение показаний другого). Почему? (Под действием электрического поля электроны проводимости перемещаются по проводнику. Электрический заряд перенесен свободными электронами, движущимися по проводнику).Вывод: 1) Электрический ток - направленное движение заряженных частиц. 2) Движение направленных электронов проводимости металлических проводниках под действием электрического поля называют электрическим током.Условия существования электрического тока.1. Наличие свободных заряженных частиц (электронов, положительных и отрицательных ионов)2. Наличие электрического поля.Проблема:Что необходимо для существования электрического поля??
2)Точки с одинаковым потенциалом можно соединять проводниками. Это ничего не изменит, потому что по этим проводникам всё равно не потечёт никакой ток:
3)В результате получим, что рёбра AC, AD и AE соединятся в одной точке. Назовём её точкой T. Точно также рёбра FB, GB и KB соединятся в одной точке. Назовём её точкой M. Что касается оставшихся 6 рёбер, то все их «начала» окажутся соединены в точке T, а все концы — в точке M. В результате мы получим следующую эквивалентную схему:
Где Rрез.=R/3+R/6+R/3=5R/6 В нашем случае R=12, поэтому Rрез.=5*12/6=10 Ом