1) Как вы считаете, можно ли было наблюдать броуновское движение, если бы молекулы прилипали во время столкновения к броуновской частице?
Броуновское движение происходит из-за того, что число ударов с разных сторон и их сила разные. Если удар упругий, молекула отскочит как от стенки. Если прилипнет, то закон сохранения импульса все равно будет работать.
Но размеры частицы будут увеличиваться постепенно и наконец так возрастет ее масса, что молекулы не смогут ее сдвинуть с места. Но это чисто теоретически.
ответ: да.
2) Почему ваше тело не совершает броуновского движения?
Из-за большой массы. (Как слону дробина))
3) две стеклянные пластинки трудно оторвать друг от друга, если между ними есть немного воды. Если же стекло пластинок сухое, то они отделяются друг от друга легко. Почему?
И с водой и без стекло одно с другого можно только сдвинуть. Они гладкие. Расстояние между молекулами так мало, что они сильно взаимодействуют.
4) Почему броуновское движение никогда не завершается?
Т.к. тепловое движение молекул продолжается при любой температуре.
5) Почему водород и гелий могут испаряться даже из герметично закрытых емкостей.
Молекулы водорода и гелия так малы, что могут проникать через стенки сосуда, у которого молекулы гораздо больше и расстояния между ними такое же. Происходит диффузия.
Выяснить, как проявляется масса тел в природе. Обнаруживать взаимосвязь массы тела и скорости.
Задачи урока
Выяснить определения массы.
Виды деятельности
Устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы; переводить основную единицу массы в т, г, мг; работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела.
Ключевые понятия
Скорость движения, изменение скорости, действие одного тела на другое, взаимодействие, масса, эталон, единица массы, килограмм
№ Название этапа Методический комментарий
1 1. Проверка домашнего задания Вопросы обсудить устно со всем классом.
2 2. Актуализация знаний Вопрос: если с рогатки запустить шарик от пинпонга и металлический шарик, то какой из них улетит дальше? Почему?
3 3.1. Изучение нового материала В зависимости от уровня класса вопросы можно задать перед просмотром или после него. Вопросы: Какая тележка после взаимодействия приобрела большую скорость? Если сталкиваются движущиеся тележки разной массы, то скорость какой тележки, большей или меньшей массы, измениться больше? Тележка какой массы более инертна: большей или меньшей массы?
4 3.2. Изучение нового материала Массой обладают любые тела и самые маленькие, например молекулы, и очень большие, такие как Солнце.
5 3.3. Изучение нового материала Попросить учащихся назвать другие единицы массы и связь их с килограммом.
6 4. Этап закрепления и первичной проверки Вызвать к доске последовательно нескольких учащихся.
1) Как вы считаете, можно ли было наблюдать броуновское движение, если бы молекулы прилипали во время столкновения к броуновской частице?
Броуновское движение происходит из-за того, что число ударов с разных сторон и их сила разные. Если удар упругий, молекула отскочит как от стенки. Если прилипнет, то закон сохранения импульса все равно будет работать.
Но размеры частицы будут увеличиваться постепенно и наконец так возрастет ее масса, что молекулы не смогут ее сдвинуть с места. Но это чисто теоретически.
ответ: да.
2) Почему ваше тело не совершает броуновского движения?
Из-за большой массы. (Как слону дробина))
3) две стеклянные пластинки трудно оторвать друг от друга, если между ними есть немного воды. Если же стекло пластинок сухое, то они отделяются друг от друга легко. Почему?
И с водой и без стекло одно с другого можно только сдвинуть. Они гладкие. Расстояние между молекулами так мало, что они сильно взаимодействуют.
4) Почему броуновское движение никогда не завершается?
Т.к. тепловое движение молекул продолжается при любой температуре.
5) Почему водород и гелий могут испаряться даже из герметично закрытых емкостей.
Молекулы водорода и гелия так малы, что могут проникать через стенки сосуда, у которого молекулы гораздо больше и расстояния между ними такое же. Происходит диффузия.
Объяснение:
Выяснить, как проявляется масса тел в природе. Обнаруживать взаимосвязь массы тела и скорости.
Задачи урока
Выяснить определения массы.
Виды деятельности
Устанавливать зависимость изменения скорости движения тела от его массы; переводить основную единицу массы в т, г, мг; работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать и обобщать полученные сведения о массе тела.
Ключевые понятия
Скорость движения, изменение скорости, действие одного тела на другое, взаимодействие, масса, эталон, единица массы, килограмм
№ Название этапа Методический комментарий
1 1. Проверка домашнего задания Вопросы обсудить устно со всем классом.
2 2. Актуализация знаний Вопрос: если с рогатки запустить шарик от пинпонга и металлический шарик, то какой из них улетит дальше? Почему?
3 3.1. Изучение нового материала В зависимости от уровня класса вопросы можно задать перед просмотром или после него. Вопросы: Какая тележка после взаимодействия приобрела большую скорость? Если сталкиваются движущиеся тележки разной массы, то скорость какой тележки, большей или меньшей массы, измениться больше? Тележка какой массы более инертна: большей или меньшей массы?
4 3.2. Изучение нового материала Массой обладают любые тела и самые маленькие, например молекулы, и очень большие, такие как Солнце.
5 3.3. Изучение нового материала Попросить учащихся назвать другие единицы массы и связь их с килограммом.
6 4. Этап закрепления и первичной проверки Вызвать к доске последовательно нескольких учащихся.
7 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке
8 6. Информация о домашнем задании