На самом деле, дело не совсем в силе точка в эпицентре. Скорее, косвенно. Я думаю, дело в, так сказать, стабильности волны. Теперь чуть подробнее о волне: Вообще говоря, волна есть циркуляция воды по окружности. То, что мы видим (гармонические поднятия и провалы в уровне воды) - лишь огибающая таких окружностей. В то время как волна подходит к берегу, глубина, понятное дело, уменьшается. Окружности, по которым движутся отдельно выделенные объемы воды сложным образом изменяются и волна "заворачивается". Дело еще и в том, что при всем этом высота волны чуть ли не экспоненциально возрастает (чтобы это доказать, надо быть широким специалистом по... векторным полям, я думаю =) ). Также, стоит отметить, что волн в море очень и очень много. В физике существует такое понятие, как интерференция - если две волны каким-либо образом сталкиваются, то в некоторых местах они усиливаются, а в некоторых местах они ослабевают (в случае когерентных, то есть одинаковых волн, убиваются вовсе). Так и волны в океане, могут интерферировать. Чем мощнее волна, тем меньше у нее шансов быть убитой менее мощными волнами. Отсюда и зависимость высоты волны у берега от ее стабильности. Таким образом, волны цунами весьма и весьма мощны, а значит и стабильны. Поэтому они могут практически в первозданном виде дойти до берега, где работу по увеличению высоты совершает значительное изменение глубины. Циркуляция малых объемов воды изменяется, в результате чего, высота волны многократно увеличивается. Вот так. 8) Можно также привести парочку формул: формула для скорости волны: , где Н - глубина в данном месте. Отсюда вытекает строгое доказательство возрастания высоты волны при приближении к берегу. Для морских волн можно считать, что энергия, которую они несут, в каждый момент времени сохраняется. Из формулы для скорости видно, что при приближении к берегу кинетическая энергия волны уменьшается. Следовательно, увеличивается потенциальная энергия объема воды в волне в данный момент времени. Также, приведу эмпирическую формулы для высоты волны: . Здесь Н0 - изначальная высота волны (сразу после толчка в случае цунами) В0 - глубина в месте толчка В1 - глубина, на которой производится расчет.
Пусть и ослик и автомобиль движутся равномерно (трения нет, дорога прямая и ровная) Тогда нам понадобиться только одна формула для равмномерного движения по прямой: S=v*t, где S - путь, v - скорость, t - время.
1) Пусть ослик побежал назад, тогда они встретятся в начале моста: ослик: 3*L/8=Vос*t, где Vос - искомая скорость ослика. автомобиль: x=V*t, где x - расстояние, которое проехал автомобиль до моста (мы его не знаем) Из одного уравнения выразим время и подставим в другое: 3*L/8=Vос*x/V - (уравнение 1) L - длина моста 2) Пусть теперь ослик бежит вперед: ослик: 5*L/8=Vос*t2, автомобиль: x2=V*t2, Подставляем теперь t2: 5*L/8=Vос*x2/V - (уравнение 2) 3) Вычтем из второго уравнения первое: 2*L/8=Vос*(x2-x)/V Путь автомобиля можно представить так x2=x+L, значит x2-x=L Подставляем: L/4=Vос*L/V, теперь L сокращается, окончательно получаем: Vос=V/4 ответ: Vос=V/4
Вообще говоря, волна есть циркуляция воды по окружности. То, что мы видим (гармонические поднятия и провалы в уровне воды) - лишь огибающая таких окружностей. В то время как волна подходит к берегу, глубина, понятное дело, уменьшается. Окружности, по которым движутся отдельно выделенные объемы воды сложным образом изменяются и волна "заворачивается". Дело еще и в том, что при всем этом высота волны чуть ли не экспоненциально возрастает (чтобы это доказать, надо быть широким специалистом по... векторным полям, я думаю =) ).
Также, стоит отметить, что волн в море очень и очень много. В физике существует такое понятие, как интерференция - если две волны каким-либо образом сталкиваются, то в некоторых местах они усиливаются, а в некоторых местах они ослабевают (в случае когерентных, то есть одинаковых волн, убиваются вовсе).
Так и волны в океане, могут интерферировать. Чем мощнее волна, тем меньше у нее шансов быть убитой менее мощными волнами. Отсюда и зависимость высоты волны у берега от ее стабильности.
Таким образом, волны цунами весьма и весьма мощны, а значит и стабильны. Поэтому они могут практически в первозданном виде дойти до берега, где работу по увеличению высоты совершает значительное изменение глубины. Циркуляция малых объемов воды изменяется, в результате чего, высота волны многократно увеличивается. Вот так. 8)
Можно также привести парочку формул:
формула для скорости волны: , где Н - глубина в данном месте.
Отсюда вытекает строгое доказательство возрастания высоты волны при приближении к берегу.
Для морских волн можно считать, что энергия, которую они несут, в каждый момент времени сохраняется. Из формулы для скорости видно, что при приближении к берегу кинетическая энергия волны уменьшается. Следовательно, увеличивается потенциальная энергия объема воды в волне в данный момент времени.
Также, приведу эмпирическую формулы для высоты волны:
.
Здесь Н0 - изначальная высота волны (сразу после толчка в случае цунами)
В0 - глубина в месте толчка
В1 - глубина, на которой производится расчет.
Тогда нам понадобиться только одна формула для равмномерного движения по прямой:
S=v*t, где S - путь, v - скорость, t - время.
1) Пусть ослик побежал назад, тогда они встретятся в начале моста:
ослик: 3*L/8=Vос*t, где Vос - искомая скорость ослика.
автомобиль: x=V*t, где x - расстояние, которое проехал автомобиль до моста (мы его не знаем)
Из одного уравнения выразим время и подставим в другое:
3*L/8=Vос*x/V - (уравнение 1)
L - длина моста
2) Пусть теперь ослик бежит вперед:
ослик: 5*L/8=Vос*t2,
автомобиль: x2=V*t2,
Подставляем теперь t2: 5*L/8=Vос*x2/V - (уравнение 2)
3) Вычтем из второго уравнения первое:
2*L/8=Vос*(x2-x)/V
Путь автомобиля можно представить так x2=x+L, значит x2-x=L
Подставляем: L/4=Vос*L/V, теперь L сокращается,
окончательно получаем:
Vос=V/4
ответ: Vос=V/4