Наблюдения отличаются от эксперимента тем, что во время наблюдений мы следим за различными явлениями, происходящими в природе. Делаем предположения, выводы. А вот проверяем мы правильность своих предположений и выводов или во время наблюдения за другими аналогичными явлениями природы, но чаще во время экспериментов, опытов, где такие же явления мы создаем искусственно ( чаще в лабораторных условиях с использованием оборудования). Там возможно все точно измерить и сравнить с нашими предположениями.
Итак. Общее: наблюдения, предположения, измерения, расчеты, выводы. Различие: наблюдения за природными явлениями и за явлениями, созданными искусственно с определенной целью и чаще с использованием оборудования.
Аристотель из наблюдений сделал вывод, что легкие тела падают медленнее. Мы тоже говорим: упал камнем вниз, а не перышком или листочком дерева. Это не вызывало сомнений 2000 лет. Никто и не подумал проверить. Это самое долгое заблуждение в науке!
Только итальянский физик Галилео Галилей, живший в конце 16 - начале 17 веков, решил это проверить. Он придумал эксперимент: бросать с пизанской башни одновременно шары разной массы. От маленьких до огромных. Ядра пушек и даже пули. Вывод: время падения с одной высоты НЕ ЗАВИСИТ ОТ МАССЫ ТЕЛ, если им не мешать (это о сопротивлении воздуха).
Предлагаю эксперимент. Возьмите тетрадный листок и отпустите его, встав на стул. Наблюдайте за падением. Теперь сильно скомкайте листок и так же его отпустите. Ну, как? Изменилась ли масса листка? НЕТ! А время падения? Вот это и есть эксперимент на кухне)) И какой же вывод вы сделаете? Не спешите. Здесь падение тел одинаковой массы. Вспомните еще прыжки с закрытым и открытым парашютом. Что общего?
m1 = 510 г = 0,51 кг
m + m2 = 20 г = 0,02 кг
t1 = 20 *C
∆t = 3 *C
m2 - ?
Вода, находящаяся в калориметре бyдет охлаждаться: Q1 = cm1∆t
Снег в комке будет таять: Q2 = λm и затем образовавшаяся вода будет нагреваться от 0 *С до t-∆t = 17
*C:Q3 = cm( t-∆t -0). Вода в комке снега будет нагреваться: Q4 = cm2( t-∆t -0)
Составим уравнение теплового баланса:
Q1 = Q2 + Q3 + Q4
cm1∆t = λm + cm( t-∆t -0) + cm2( t-∆t -0), m = 0.02 - m2
cm1∆t = λ(0.02-m2) + c(0.02-m2)( t-∆t ) + cm2( t-∆t)
4200*0.51*3 = 340000(0,02-m2) + 4200(0.02-m2)*17 + 4200m2*17
6426 = 6800 - 340000m2 + 1428 - 71400m2 + 71400m2
m2 = 0.0053кг = 5,3 г
Наблюдения отличаются от эксперимента тем, что во время наблюдений мы следим за различными явлениями, происходящими в природе. Делаем предположения, выводы. А вот проверяем мы правильность своих предположений и выводов или во время наблюдения за другими аналогичными явлениями природы, но чаще во время экспериментов, опытов, где такие же явления мы создаем искусственно ( чаще в лабораторных условиях с использованием оборудования). Там возможно все точно измерить и сравнить с нашими предположениями.
Итак. Общее: наблюдения, предположения, измерения, расчеты, выводы. Различие: наблюдения за природными явлениями и за явлениями, созданными искусственно с определенной целью и чаще с использованием оборудования.
Аристотель из наблюдений сделал вывод, что легкие тела падают медленнее. Мы тоже говорим: упал камнем вниз, а не перышком или листочком дерева. Это не вызывало сомнений 2000 лет. Никто и не подумал проверить. Это самое долгое заблуждение в науке!
Только итальянский физик Галилео Галилей, живший в конце 16 - начале 17 веков, решил это проверить. Он придумал эксперимент: бросать с пизанской башни одновременно шары разной массы. От маленьких до огромных. Ядра пушек и даже пули. Вывод: время падения с одной высоты НЕ ЗАВИСИТ ОТ МАССЫ ТЕЛ, если им не мешать (это о сопротивлении воздуха).
Предлагаю эксперимент. Возьмите тетрадный листок и отпустите его, встав на стул. Наблюдайте за падением. Теперь сильно скомкайте листок и так же его отпустите. Ну, как? Изменилась ли масса листка? НЕТ! А время падения? Вот это и есть эксперимент на кухне)) И какой же вывод вы сделаете? Не спешите. Здесь падение тел одинаковой массы. Вспомните еще прыжки с закрытым и открытым парашютом. Что общего?