Ребят Задание 1. А) Наблюдение интерференции на тонкой пленке:
Опыт 1. Опустите проволочное кольцо в мыльный раствор. На проволочном кольце получается мыльная плёнка.
Расположите её вертикально. Наблюдаем светлые и тёмные горизонтальные полосы, изменяющиеся по ширине и по цвету по мере изменения толщины пленки. Рассмотрите картину сквозь светофильтр.
Запишите,сколько наблюдается полос и как чередуются цвета в них?
Опыт 2. С ПВХ- трубки выдуйте мыльный пузырь и внимательно рассмотрите его. При освещении его белым светом наблюдайте образование интерференционных пятен, окрашенных в спектральные цвета.Рассмотрите картину сквозь светофильтр.
Какие цвета доступны наблюдению в пузыре и как они чередуются сверху вниз?
Б) Наблюдение интерференции на воздушном клине:
Опыт 3. Тщательно протрите две стеклянные пластинки, сложите вместе и сожмите пальцами. Из-за не идеальности формы соприкасающихся поверхностей между пластинками образуются тончайшие воздушные пустоты-это воздушные клинья,на них возникает интерференция . При изменении силы, сжимающей пластинки,изменяется толщина воздушного клина ,что приводит к изменению расположения и формы интерференционных максимумов и минимумов .Затем рассмотрите картину сквозь светофильтр.
Зарисуйте увиденные вами в белом свете и увиденное сквозь светофильтр.
Сделайте вывод:Почему возникает интерференция,как объяснить цвет максимумов в интерференционной картине,что влияет на яркость и цвет картины.
Задание 2.Наблюдение дифракции света.
Опыт 4. Лезвием прорезаем щель в листе бумаги, прикладываем бумагу к глазам и смотрим сквозь щель на источник света-лампу. Наблюдаем максимумы и минимумы освещенности.Затем рассмотрите картину через светофильтр.
Зарисуйте увиденную в белом свете и в монохроматическом свете дифракционную картину .
Деформируя бумагу уменьшаем ширину щели, наблюдаем дифракцию.
Как изменилась дифракционная картина?
Опыт 5.Рассмотреть сквозь дифракционную решетку источник света-лампу.
Как изменилась дифракционная картина?
Опыт 6. Посмотрите сквозь капроновую ткань на нить светящей лампы. Поворачивая ткань вокруг оси, добейтесь четкой дифракционной картины в виде двух скрещенных под прямым углом дифракционных полос.
Зарисуйте наблюдаемый дифракционный крест. Объясните это явление.
Задание 1. А) Наблюдение интерференции на тонкой пленке:
Опыт 1. Когда мы опускаем проволочное кольцо в мыльный раствор, на нем формируется тонкая мыльная пленка. Если мы расположим пленку вертикально, сможем наблюдать светлые и темные горизонтальные полосы, которые будут меняться по ширине и цвету в зависимости от толщины пленки. Когда смотрим на эту картину через светофильтр, мы можем заметить, что полосы чередуются разными цветами.
Опыт 2. Если мы выдуем мыльный пузырь с помощью ПВХ-трубки и осветим его белым светом, сможем наблюдать интерференционные пятна, окрашенные в спектральные цвета. Если взглянуть на эту картину сквозь светофильтр, мы заметим, что цвета чередуются сверху вниз.
Б) Наблюдение интерференции на воздушном клине:
Опыт 3. Если мы аккуратно протрем две стеклянные пластинки, сложим их вместе и сожмем пальцами, между пластинками образуются воздушные клинья - тончайшие воздушные пустоты. На этих пустотах возникает интерференция. Если мы изменяем силу, сжимающую пластинки, толщина воздушного клина меняется, что приводит к изменению расположения и формы интерференционных максимумов и минимумов. Когда мы рассматриваем эту картину через светофильтр, мы видим, что изменяются цвета и их яркость.
Задание 2. Наблюдение дифракции света.
Опыт 4. Если мы прорежем щель в листе бумаги и смотрим сквозь неё на источник света, мы сможем наблюдать максимумы и минимумы освещенности. Когда мы рассмотрим эту картину через светофильтр, мы заметим, что она изменяется и становится монохроматической - состоящей из одного цвета.
Если мы деформируем бумагу, уменьшаем ширину щели, то дифракционная картина изменяется - полосы становятся уже, расстояние между ними увеличивается.
Опыт 5. Рассмотрение дифракционной решетки при освещении ее лампой также изменяет дифракционную картину - полосы могут становиться более плотными или разреженными.
Опыт 6. Если мы смотрим сквозь капроновую ткань на нить светящей лампы и поворачиваем ткань вокруг оси, можем увидеть яркую интерференционную картину в виде двух скрещенных под прямым углом дифракционных полос.
Вывод: Интерференция возникает в результате взаимодействия световых волн, которые распространяются от двух источников и пересекаются. Цвет максимумов в интерференционной картине объясняется разностью фаз колебаний волн. Яркость и цвет картины зависят от разности фаз и амплитуд источников света.
Задание 2: Наблюдение дифракции света.
Опыт 4. Прорезание щели в листе бумаги и освещение ее источником света позволяет нам наблюдать дифракционную картину с максимумами и минимумами освещенности. Если мы изменяем ширину щели, мы наблюдаем изменение этой дифракционной картины - она становится более широкой или узкой.
Опыт 5. Рассмотрение источника света через дифракционную решетку также изменяет дифракционную картину - полосы могут становиться более плотными или разреженными.
Опыт 6. Если мы смотрим на нить светящей лампы через капроновую ткань и поворачиваем ткань вокруг оси, мы сможем наблюдать дифракционный крест - две скрещенные под прямым углом дифракционных полос.
Изображение дифракционного креста объясняется принципом гибкости капроновой ткани, который позволяет вносить разные изменения в структуру пропускания света через ткань.
Надеюсь, мои объяснения тебе помогли! Если у тебя возникнут ещё вопросы, не стесняйся спрашивать.