Секундомер 2. Өз сызғыштарыңның бөлік құнын анықтаңдар. Оны пайда-
ланып дәптердің ұзындығын және енін өлшеңдер.
3. Үйде жататын бөлмеңнің ұзындығы мен енін өлшеуіш тас-
памен өлшеп, ауданын табыңдар.
4. Цилиндрлік мензуркадағы (сурет 1.20) сұйықтың көлемін
миллилитр және литр бойынша анықтаңдар.
5. Цилиндрлік мензурканы пайдаланып, үйдегі немесе
зертханадағы қабырғасы мөлдір ыдысты градуирлеңдер. Ол
үшін миллиметрлік қағазды ыдыс қабырғасына жапсырып,
әр бөлікке сәйкес келетін көлемдерді цифрлармен көрсетіп
жазыңдар.
24
(чешет репу и вспоминает курс физики за 7 класс)
Проделаем опыт. К тележке (либо другой вещи, главное чтобы двигалась) прикрепим упругую пластинку. Затем изогнем ее и свяжем нитью. Тележка относительно стола находится в покое.
Перережем нить ⇒ пластинка выпрямится. Тележка же останется на прежнем месте. Затем вплотную к согнутой пластинке поставим еще одну такую же тележку. Вновь перережем нить. После этого обе тележки приходят в движение относительно стола. Они разъезжаются в разные стороны.
Чтобы изменить скорость тележки, понадобилось второе тело. Опыт покажет, что скорость тела меняется только в результате действия на него другого тела (в данном случае - второй тележки). В опыте мы наблюдаем, что в движение пришла и вторая тележка. Обе стали двигаться относительно стола.
Еще пару примеров на взаимодействие тел:
1). Например, пуля также находилась в покое относительно ружья перед выстрелом. При взаимодействии (во время выстрела) пуля и ружье движутся в разные стороны. Получается явление - отдачи.
2). Если человек, сидящий в лодке, отталкивает от себя другую лодку, то происходит взаимодействие. Обе лодки приходят в движение.
3). Если же человек прыгает с лодки на берег, то лодка отходит в сторону, противоположную прыжку. Человек подействовал на лодку. В свою очередь, и лодка действует на человека. Он приобретает скорость, которая направлена к берегу.
Q1=c*m*(t2 - t1) ( c -удельная теплоемкость воды=4200Дж/кг*град, m -масс=0,1кг ( в системе СИ) , t1 - начальная температура воды=0град. , t2 -конечная темпер. =100град) . Q1=4200*0,1*(100-0)=42000Дж.
Теперь рассчитаем количество теплоты, затраченное для испарения:
Q2=r*m ( r или L - удельная теплота парообразования воды=2300000Дж/кг) .
Q2=2300000*0,1=230000Дж.
Q=Q1+Q2 ( все затраченное количество теплоты) .
Q=42000+230000=272000Дж.
Q=272000Дж. ( 272кДж).