Тело брошено вертикально вверх с начальной скоростью v0 с некоторой высоты. Путь, пройденный телом вверх, оказался в n=2 раза меньше пути, пройденного вниз.
а) Во сколько раз максимальная скорость тела больше его начальной скорости?
б) Чему равна начальная скорость тела v0, если тело находилось в полете время t=2c. Ускорение свободно падения g=10. Сопротивлением воздуха пренебречь
На балку действуют 3 силы: сила тяжести груза (F), направлена вниз, сила реакции опоры А (Fa), направлена вверх, сила реакции опоры В (Fb), направлена вверх
Запишем уравнение равновесия:
F = Fa + Fb
Выберем произвольную точку, ось вращения балки. Например точку В.
Запишем уравнение моментов сил относительно этой точки.
Мb = 0 - момент силы Fb
Ma = Fa * L - момент силы Fa, где L = 5 м - длина балки
М = F * (L - ΔL) - момент силы F, где
ΔL = 2,6 м
Ma = M
Fa * L = F * (L - ΔL)
Fa = F * (L - ΔL) / L = 40 кН * 2,4 м / 5 м = 19,2 кН
Fb = 40 кН - 19,2 кН = 20,8 кН
Предотвратить это движение нижней кромки колёса (проскальзывание) относительно дороги может только сила трения, которая будет направлена против направления потенциального сдвига, т.е. сила трения будет действовать на заднее колесо вперёд. Именно сила трения, направленная вперёд, приложенная к заднему колесу – и заставляет двигаться автомобиль. Вал лишь передаёт вращение, т.е. момент сил на колесо, а вот уже продольная сила, которая разгоняет автомобиль – это и есть сила сухого трения, приложенная к ведущим (в данном случае к задним) колёсам.
Если бы в начале движения автомобиля передние неведущие (только они!) колёса стояли бы на льду, то они начали бы двигаться линейно без вращения вместе со всем автомобилем. А значит, их нижняя кромка сдвигалась бы вперёд, как и весь автомобиль. Сила трения всегда действует против потенциального сдвига, а значит, числа трения, приложенная к неведущим колёсам будет направлена назад.
* Важный момент *
Если бы автомобиль «стоял не в горку», а «с горки», то при «снятии с ручника», он поехал бы и сам без всякого двигателя. В этом случае «ведущим колесом» стала бы гравитация, а значит, сила трения действовала бы на все колёса назад. И даже при включении двигателя, при некоторых его малых оборотах – сила трения даже у ведущих колёс всё так же могла бы быть направлена назад. Чтобы избежать этой неувязки, и дано условие о том, что автомобиль трогается в горку.
ОТВЕТ:
Сила трения, приложенная к задним ведущим колёсам, направлена вперёд, и именно она толкает автомобиль вперёд.
Сила трения, приложенная к передним неведущим колёсам, направлена назад, и она постепенно раскручивает передние колёса, немного отнимая энергию из движения автомобиля в целом.