Ядро атома гелия, заряд и масса которого соответственно равны 3,2∙ 10−19Кл и 6,65 ∙
10−27кг, влетает в однородное магнитное поле индукцией 1 Тл о скоростью 5 ∙ 106 м с
перпендикулярно линиям индукции. Определите радиус окружности, по которой движется частица.
Решите
Если бы еще лет десять назад кто-нибудь сказал, что я возьмусь за написание данной книги, я как минимум удивленно бы плечами, поскольку никогда серьезно не увлекался ни геологией, ни геофизикой, ни биологией, ни палеонтологией, да и вообще никакими из наук, которые в той или иной мере касаются во формирования и развития Земли именно как планеты. Если и проявлялся у меня к ним какой-то интерес, то он был скорее созерцательно-любопытствующим и поддерживался лишь стремлением быть хотя бы поверхностно знакомым с тем, как современная наука представляет себе мир, в котором мы живем.
Посему нельзя сказать, что эта книга явилась плодом каких-либо многолетних размышлений на тему истории именно планеты Земля, хотя отдельные части, вошедшие в излагаемый далее материал, прописывались и публиковались в качестве интернетных статей еще с тот самый десяток лет назад, а то и более. Истоки же уходят еще дальше в в самое начало 80-х годов ХХ века. Именно тогда мне, еще студенту Московского физико-технического института, в популярном журнале «Знание – сила» попалась статья, в которой рассматривались разные модели развития Земли. В том числе и такая теория, согласно которой наша планета серьезно изменяла размер в ходе своей истории.
Вчерашнему школьнику, воспитанному в духе советской системы образования, согласно которому все открытое в науке является «неопровержимой истиной» (увы, эта идеология доминирует в нашем обществе и до сих пор), вдобавок уже неплохо знакомому с гипотезой дрейфа материков и теорией тектоники плит, а также теорией возникновения и развития планет Солнечной системы в том виде, как она тогда излагалась (да и сейчас излагается) в учебниках, подобная идея – идея «растущей» Земли – естественно, сначала показалась полным бредом.
Кроме того явно сказался и субъективный фактор: ведь мы живем на «твердой» Земле и никакого изменения ее размеров не ощущаем. Попробуйте-ка человеку, абсолютно незнакомому с гелиоцентрической системой и каждый день наблюдающему движение Солнца по небу, донести мысль, что это Земля вращается вокруг Солнца, а не Солнце вокруг Земли. Это будет не так-то поскольку весь его повседневный опыт показывает прямо противоположное.
Однако…
Во-первых, журнал «Знание – сила», несмотря на всю популярность своего формата, в ту пору славился тем, что публиковал в доступном виде материалы то что называется «на острие науки».
Во-вторых, представленная хоть и в кратком виде теория «растущей» Земли обладала своей внутренней логикой и не содержала каких-то явных противоречий. А это – достаточно отчетливый показатель того, что теория может оказаться верной, какой бы «странной» она не выглядела.
И в-третьих, все-таки я был уже не школьником, а студентом. Студентом такого института, суть системы подготовки в котором один из наших преподавателей математики неплохо сформулировал в
2,75 г = 0,00275 кг
457 г = 0,457 кг
2,2 т = 2200 кг
3) m = p * V
p - плотность ( 19300 кг / м³ )
V - объём ( 8 см = 0,08 м ; 4 см = 0,04 м ; 2 см = 0,02 м -----------> V = a * b * c = 0,08 * 0,04 * 0,02 = 0,000064 м³ )
m = 19300 * 0,000064 = 1,2352 кг
4) F = k * x -----------------> x =
F - сила ( 10 кН = 10000 Н )
k - коэффициент жёсткости ( 7,28 * 10⁴ = 72800 Н / м )
x = = 0,1373 м = 13,73 см
5) Раз они действуют в одну сторону , то:
R = F₁ + F₂ + F₃ = 58 + 102 + 187 = 347 H
6) F = m * g --------------------> m =
F - сила ( 12 кН = 12000 Н )
g - ускорение свободного падения ( 10 Н / кг )
m = = 1200 кг = 1,2 т