Якісні задачі 1. Ретельно протерши меблі та дзеркала сухою ганчіркою, господині часто
засмучуються, побачивши на них пил вже через день-два. Чим це
пояснюється?
2. На текстильних фабриках нитки пряжі часто притягуються до веретен і
рвуться. Чому?
3. Чому при розмотуванні великих рулонів паперу в друкарнях робітники
одягають гумові рукавички?
4. Чому до автоцистерни із пальним прикріплюють металеві ланцюги, які
волочуться поверхнею дороги?
5. Що називають електричним зарядом? Яка його одиниця вимірювання?
6. Як взаємодіють тіла, що мають заряди одного знака? Протилежних знаків?
7. Який рід заряду має ебонітова паличка, потерта об вовну? Паличка з оргскла,
потерта об шовк?
8. На малюнках зображені заряджені «султани». Який мають заряд «султани» на
малюнку (а) і на малюнку (б) і як «султани» взаємодіють між собою?
км/с .
км/с ;
Объяснение:
км м – максимальная высота подъёма ;
км м – радиус Земли ;
м/c² – ускорение свободного падения на поверхности ;
– найти начальную скорость.
Далее в решении мы никак не будем учитывать вращение Земли, поскольку дело происходит на полюсе, где линейная скорость вращения поверхности земли относительно её центра пренебрежимо мала.
Потенциальная энергия гравитационного взаимодействия тел, когда её общее изменение необходимо учесть на расстояниях, отличающихся на величину, соизмеримую с радиусом Земли, описывается выражаением:
, где и – большое и малое гравитирующие тела, а – расстояние между ними.
Правильность такого расчёта легко проверить следующим образом. Пусть тела находятся на расстоянии , а затем под действием гравитации приближаются на расстояние . Значит их потенциальная энергия уменьшится со значения , до значения . Падение потенциальной энергии таким образом (равное росту кинетической):
;
(*) ;
Но с другой стороны, падение потенциальной энергии равно работе гравитационного поля:
(**) ;
Как легко видеть, выражения (*) и (**) – равны, что доказывает справедливость описания потенциальной энергии гравитационного взаимодействия выражением:
;
Общая механическая энергия (вместе с кинетической ) в верхней точке будет такой же, какой была в нижней, за вычетом работы сил сопротивления среды (атмосферы):
;
Поскольку сопротивление мы не учитываем (пренебрегаем), то уравнение принимает вид:
;
Умножим на :
;
;
м/с м/с км/с км/с .
Мы пренебрегли сопротивлением воздуха, так что вычислять так точно падение потенциальной энергии с учётом меняющегося не имеет практического смысла. Можно посчитать то же самое и по более простому, приближённому алгоритму:
;
;
м/с м/с км/с ;
*** Вообще, всё выглядит немного странно, тут подозрительно странным числом указана высота. К чему это 206? Возможно в исходном условии было: км м.
Тогда бы верное решение получалось только первым
м/с м/с км/с км/с .
В упрощённом варианте подсчёта при этом была бы уже значительная ошибка:
м/с м/с км/с .
Объяснение:
Дано:
ω₁ = 0,6 - массовая доля азота
M₁ = 28·10⁻³ кг/моль - молярная масса азота
ω₂ = 0,4 - массовая доля кислорода.
M₂ = 32·10⁻³ кг/моль - молярная масса кислорода
p = 100 кПа = 1·10⁵ Па
M = 29·10⁻³ кг/моль - молярная масса воздуха
p₁ - ?
p₂ - ?
Запишем уравнение Клапейрона-Менделеева для воздуха:
p·V = m·R·T / M
p = m·R·T / (V·M)
Отсюда:
m·R·T/ V = p·M
m·R·T/ V = 1·10⁵· 29·10⁻³ = 2,9·10³ Па·кг/моль
Находим парциальные давления азота и кислорода:
p₁ = ω₁·m·R·T / (V·M₁) = (ω₁/M₁) ·m·R·T / V =
= 2,9·10³·0,6/(28·10⁻³) ≈ 62 кПа
p₂ = ω₂·m·R·T / (V·M₂) = (ω₂/M₂) ·m·R·T / V =
=2,9·10³·0,4/(32·10⁻³) ≈ 36 кПа
Проверим: 62 кПа + 36 кПа = 98 кПа ≈ 100 кПа
Расхождение в 2 кПа связано с тем, что в состав воздуха входят и другие газы.