Возраст астрономии среди других естественных наук. Время и причины (стимулы) раннего зарождения интереса к небесным явлениям. Духовные, эмоциональные и рациональные (в том числе практические) потребности, вызывавшие интерес к Небу. Начальное примитивное, антро на основе прямых аналогий) отражение и преломление человеческим разумом объективных черт Вселенной. Осознание закономерности (цикличности) небесных явлений как стимул к использованию их для ориентации в пространстве и во времени. Целостность первичных представлений о Вселенной как предпосылка формирования общей Астрономической Картины Мира (АКМ) задолго до возникновения дифференцированной науки. Формирование первичной АКМ на основе жизненного и социального опыта первобытного человечества. Характер АКМ на начальных стадиях ее развития — мифологический, антро топоцентрический, геоцентрический. Роль АКМ в формировании мировоззрения, в осознании связей Человека с Космосом и, таким образом, в возникновении на ранних ступенях развития АКМ различных религиозных учений об устройстве Вселенной и о космическо-земных связях (астральная форма религии, астрология).
Основные стадии развития астрономических знаний в эпохи становления астрономии как наблюдательно-теоретической науки: от натурфилософских (космофизических) обобщений на основе и по аналогии с наблюдаемыми явлениями на Земле к научному исследованию и объяснению небесных явлений путем их механического и математического моделирования на основе логики и наблюдаемых количественных характеристик; дифференциация астрономии (по объектам, аспектам, методам) и формирование самостоятельных ее разделов (их содержание и хронология возникновения); обратное движение к синтезу — к новой космофизике — в современной науке о Космосе.
Неравномерность процесса познания Космоса: чередование спокойных (эволюционных) и переломных (революционных) его этапов. Причины и следствия этого. Сходство в проявлении и принципиальное отличие научных революций от понятия научно-технического прогресса.
Особая роль личности ученого в истории астрономии и причина этого.
Одинаковы ли объём и состав молекул у разных веществ? Б. Нет.
Отличаются ли молекулы холодной воды от молекул горячей, от молекул водяного пара?
В. Не отличаются
. Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50% его объёма? Б. Нет.
Под действием груза резиновый шнур удлинился. Изменились ли промежутки между молекулами?
В. Промежутки увеличились.
Молекулы газа движутся со скоростями порядка нескольких сот метров в секунду. Почему ввоздухе запах пролитого бензина не распространяется мгновенно? А. Молекулы, сталкиваясь друг с другом, меняют свою траекторию движения.
Можно ли, ударяя молотом деталь, сделать её как можно малой? А. Да.
(вообще-то, некоторые металлы можно распющить вплоть до атомных толщин. Но постараться придется нехило...)
Возраст астрономии среди других естественных наук. Время и причины (стимулы) раннего зарождения интереса к небесным явлениям. Духовные, эмоциональные и рациональные (в том числе практические) потребности, вызывавшие интерес к Небу. Начальное примитивное, антро на основе прямых аналогий) отражение и преломление человеческим разумом объективных черт Вселенной. Осознание закономерности (цикличности) небесных явлений как стимул к использованию их для ориентации в пространстве и во времени. Целостность первичных представлений о Вселенной как предпосылка формирования общей Астрономической Картины Мира (АКМ) задолго до возникновения дифференцированной науки. Формирование первичной АКМ на основе жизненного и социального опыта первобытного человечества. Характер АКМ на начальных стадиях ее развития — мифологический, антро топоцентрический, геоцентрический. Роль АКМ в формировании мировоззрения, в осознании связей Человека с Космосом и, таким образом, в возникновении на ранних ступенях развития АКМ различных религиозных учений об устройстве Вселенной и о космическо-земных связях (астральная форма религии, астрология).
Основные стадии развития астрономических знаний в эпохи становления астрономии как наблюдательно-теоретической науки: от натурфилософских (космофизических) обобщений на основе и по аналогии с наблюдаемыми явлениями на Земле к научному исследованию и объяснению небесных явлений путем их механического и математического моделирования на основе логики и наблюдаемых количественных характеристик; дифференциация астрономии (по объектам, аспектам, методам) и формирование самостоятельных ее разделов (их содержание и хронология возникновения); обратное движение к синтезу — к новой космофизике — в современной науке о Космосе.
Неравномерность процесса познания Космоса: чередование спокойных (эволюционных) и переломных (революционных) его этапов. Причины и следствия этого. Сходство в проявлении и принципиальное отличие научных революций от понятия научно-технического прогресса.
Особая роль личности ученого в истории астрономии и причина этого.
Одинаковы ли объём и состав молекул у разных веществ?
Б. Нет.
Отличаются ли молекулы холодной воды от молекул горячей, от молекул водяного пара?
В. Не отличаются
. Можно ли открытый сосуд заполнить газом на 50% его объёма?
Б. Нет.
Под действием груза резиновый шнур удлинился. Изменились ли промежутки между молекулами?
В. Промежутки увеличились.
Молекулы газа движутся со скоростями порядка нескольких сот метров в секунду. Почему ввоздухе запах пролитого бензина не распространяется мгновенно?
А. Молекулы, сталкиваясь друг с другом, меняют свою траекторию движения.
Можно ли, ударяя молотом деталь, сделать её как можно малой?
А. Да.
(вообще-то, некоторые металлы можно распющить вплоть до атомных толщин. Но постараться придется нехило...)