1. прочитайте текст целиком. обратите внимание на источник.
2. начните изучать текст по абзацам. если в абзаце встретятся новые слова или словосочетания, попробуйте объяснить их значение своими словами, а затем проверьте себя по справочной или интернету. найдите в абзаце главное слово, словосочетание или предложение и объясните, почему вы считаете его ключевым. выявите суть, главную мысль абзаца и запишите ее на черновике.
3. придумайте заглавие (или несколько вариантов) для изучаемого отрывка.
4. свяжите ситуацию с ранее изученным или прочитанным. сформулируйте собственное отношение к тексту: что дает знакомство с ним с точки зрения сегодняшнего дня? видите ли вы корни нынешних проблем ( или это лишь интересные сведения либо устаревшие взгляды? опирайтесь на примеры из своей жизни. сделайте на черновике необходимые заметки.
5. сформулируйте вопросы к тексту. среди них отметьте те, на которые у вас есть ответ, и те, которые вы хотели бы обсудить.
6. обменяйтесь подготовленными вопросами с товарищем. по указанию учителя вы должны будете ответить устно или письменно либо принять участие в общем обсуждении.
i. задолго до появления славян в области верхней волги и оки этот край был населен различными финскими племенами. западную часть его занимало финское племя меря, среднюю — мурома, восточную — мордва и черемиса. финны жили небольшими поселками, разбросанными на огромные расстояния друг от друга, и занимались отчасти земледелием, но главным образом рыболовством и охотой. некоторые племена, например меря и мурома, исчезли без остатка, слившись с позднейшими насельниками, другие сохранились и сейчас, но уже в значительной степени обрусели и утратили свой первоначальный тип.
характер великоросса сложился под влиянием окружающей его природы. борьба с суровой, скудной природой, необходимость на каждом шагу преодолевать препятствия и затруднения выработали в характере великоросса верхнего поволжья черты, которых нет у южанина, живущего в более благоприятных условиях. суровая обстановка жизни сделала его терпеливым в борьбе с лишениями, и малотребовательным к благам жизни. в европе нет народа менее и притязательного, приученного меньше ждать от природы и судьбы и более выносливого, чем великороссы. но также неблагоприятные условия природы развитию в его характере и других черт — предприимчивости, сметливости.
великоросс отличается большой работо но у него нет выдержки в труде. кратковременный чрезмерный труд сменяется у него продолжительным отдыхом и бездельем. и в этой его особенности сказывается влияние природных условий. малая продолжительность летней рабочей поры приучила его к крайнему напряжению сил, выработала привычку работать быстро. длинная зима, продолжительный досуг, приучила к безделью и отдыху.
пройдя тяжелую школу в борьбе со своей скудной и суровой природой, великоросс научился ценить сотрудничество, работу сообща. в жизни народа еще недавно играла видную роль, да и теперь далеко не утратила своего значения так называемая артель — вид рабочего содружества, производящего сообща и распределяющего доходы между всеми участниками. та же сторона быта отчасти сказалась и в особенностях владения землей. большинство крестьян владеет землей не единолично, а сообща, общинно. земля считается собственностью целой общины и по определенным правилам распределяется между отдельными ее членами. пользование пашней, правда, не общинное, а личное. каждый крестьянин обрабатывает сам или с семьи отведенную ему землю. некоторые угодья — покосы, выгоны, леса — состоят в общем пользовании. сено косят, скот пасут и лесом пользуются сообща, по правилам, установленным общиной.
тип великоросса не отличается однородностью. в местности, где происходило смешение славянских племен между собою и с различными финскими племенами, не могло, конечно, создаться однородного и однообразного типа. в общем великоросс среднего роста, сильного телосложения, статен, широк в плечах; лицо то напоминает финский тип (скуластость, широкий нос), то характерно славянский, с довольно тонкими чертами, прямым носом, голубыми глазами.
1) Происходили по 1 концепции-миграционной (дунайская,прибалтийская), а вторая концепция автохтонная- славяне как этнос сформировались на восточноевропейской равнине.
2) Из-за нападения и дальнейшего угнетения волхов (возможных римлян) на дунайских славян, также от голода, возникшего в Сибири во время последнего похолодания, часть славянских народов покинули Родину и начали осваивать новые земли.
3) Великое переселение народов по-разному сказалось на развитии южных, западных и восточных славян. Наиболее сильным натиск кочевых племен был на южных славян, потомками которых являются современные болгары, словенцы, сербы, черногорцы и хорваты.
Великое переселение народов в III – IV вв. вызвали дальнейшую колонизацию славян, раздробили их на западную и восточную, а затем и южную ветви, окончательно обособив в своем историческом развитии от западноевропейских народов.
4) -
5) С самого начала на развитие культуры Древней Руси огромное влияние оказала Византия. Однако Русь не просто слепо копировала культурные достижения других стран и народов, она адаптировала их к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира. Поэтому правильней будет говорить не о простом заимствовании, а о переработке, переосмыслении тех или иных идей, которые в итоге на русской почве приобретали оригинальный вид.
6) –
7) Оно формировалось под влиянием мощных соседних империй, нередко представляло историческую переработку или прямое
8) заимствование их институтов права. Собственные правовые памятники у западных и южных славян появились относительно поздно.