1 вариант
1. Какой субъект не входит в состав Северного Кавказа?
А) Дагестан
Б) Ингушетия
В) Кабардино-Балкария
Г) Калмыкия
2. В каком случае неверно указана пара « субъект- столица»?
А) Адыгея - Майкоп
Б) Ингушетия - Магас
В) Дагестан- Махачкала
Г) Карачаево-Черкессия - Нальчик
3. Какие города относятся к району Черноморского побережья Кавказа?
А) Краснодар, Сочи
Б) Анапа, Сочи
В) Пятигорск, Железноводск
Г) Кисловодск, Ессентуки
4. Северо-Кавказский экономический район имеет выход к морям:
а) Черному;
б) Черному и Азовскому;
в) Черному, Азовскому, Каспийскому морям.
5. Крупные по грузообороту порты России Европ. Юга расположен в городах:
а) Махачкала;
б) Новороссийск;
в) Туапсе;
г) Сочи
6. В Северо-Кавказском экономическом районе отмечается:
а) недостаток трудовых ресурсов;
б) избыток трудовых ресурсов.
7. Чай, табак, цитрусовые выращивают в районе:
а) в горных районах.
б) на Черноморском побережье;
в) на побережье Каспийского моря;
8. Укажите отрасли специализации района:
А) АПК, машиностроение
Б) АПК, ТЭК, рекреационное хозяйство
В) АПК, химическая промышленность
Г) металлургия, лесная пром
9. Почему на Европейском Юге доля сельского населения самая высокая в России?
а) в районе нет больших городов
б) в районе слабо развита промышленность
в) в районе хорошо развито сельское хозяйство г)по всем названным причинам
10.Соотнесите названия полезных ископаемых Северного Кавказа и районы их добычи
а) вольфрамово-молибденовые руды;
б) нефть;
в) природный газ;
г) каменный уголь;
1) Краснодарский край;
2)Ростовская обл.;
3)Кабардино-Балкария;
4)Карачаево-Черкессия;
5)Ставропольский край
-Какая языковая семья самая многочисленная? Да, 89% населения страны принадлежит к индоевропейской семье.
- Рассмотрим, на какие языковые группы делится индоевропейская семья, какие народы к ней относятся?
-Какая группа самая многочисленная и какие народы можно выделить в этой группе?
- По условным знакам определите в атласе , где проживают эти народы? -Какие еще крупные народы из других групп этой семьи можно выделить?
-А какой народ этой семьи самый малочисленный?
Вслушайтесь в звучание названий языковых семей: индоевропейская, алтайская, кавказская, уральская. Почему они так называются?
2. А сейчас, вы по такому же плану(у каждого на парте)
(языковая семья, языковые группы, народы, самые многочисленные, самые малочисленные, ареал проживания) с таблицы и карты попробуйте дать характеристику другим языковым семьям самостоятельно. 1 ряд – алтайская, 2 ряд – уральско-юкагирская, 3 ряд – северокавказская(ответы)
3. Мы познакомились с разными народами, сейчас еще раз выделим самые многочисленные семьи, группы, народы. численности по данным таблицы.
Посмотрите на флаг России. Бело-сине-красный. Почему Петр 1 выбрал эти цвета, есть разные версии. Я хочу предложить еще одну символическую версию. Красный – имел обрядовое значение у славянских народов, синий – цвет неба, священный для тюркских народов, белый – цвет снега – традиционный для уральских народов, а долголетие флага сродни кавказскому народу
Славяне, тюрки , представители уральско-юкагирской семьи и семьи северо- кавказской, как мы только что выяснили, составляют большинство, 95% населения России, бело-сине-красный флаг нашей Родины можно назвать своеобразной этнографической картой.
4. А каков национальный состав населения нашей Волгоградской области? (на отдельном листе)
5.Наша школа тоже многонациональная. В ней учатся ребята трёх национальностей. Это русские, чечены, казахи. По нашей школе численность :
казахи —26; русские-13; чеченцы -10
И все мы стараемся жить дружно.
Статья 19 Конституции РФ
Огромное количество народов населяют Россию. Каждый народ самобытен, имеет свою культуру, традиции, даже характерные черты (показ фото, мультимедиа иллюстрации . Сообщения, доклады о разных народах) . Любой народ неповторим, талантлив. Мы все разные, и вместе и с тем у представителей разных национальностей есть много общего.
Итак, какие выводы мы можем сделать по национальному составу России, по его формированию, по взаимоотношению между народами?
Выводы: ( запись в тетрадь)
1. Россия – многонациональное государство.
2. Национальный состав сформировался под влиянием исторических, экономических и политических факторов.
3. Отношения должны строиться на уважении языка, традиций, культуры, обычаев народов.
6. Мы обсудили национальный состав, а теперь рассмотрим религиозный (конфессиональный).
- Посмотрите на карту религий –какие основные религии рас в России? (мультимедиа фильм.)
- Какая религия преобладает (православие).
-Сравните карту религий и народов России. Назовите народы, исповедующие православие? Церковь -фильм
-А какую религию исповедуют остальные народы Северного Кавказа? (ислам) Какие народы еще исповедуют ислам?. Мечеть -фильм
-Какая третья религия? (буддизм). Ее исповедуют лишь три народа в России, попробуйте их правильно определить Храм -фильм
-Какие еще религии представлены в России? (традиционные, Север)
Закрепление. Практическая работа: «Определи своё место среди народов России»
Я надеюсь, что вы определили, к какой языковой семье, группе относится ваш народ. Предлагаю по плану ( у каждого на парте) дать характеристику народу, представителем которого вы являетесь.1 – название этноса 2 – языковая семья, 3 – языковая группа, 4 – численность, 5 – ареал расселения, 6 – религия. (ответы детей).
6. Подведение итогов урока.
- Что нового для себя узнали?
- Важна ли эта тема лично для вас, для страны? Почему?
- Какое качество необходимо воспитывать в себе? Почему? (толерантность)
Объяснение:
Структура общественного производства
Ее можно представить в различных соотношениях отдельных элементов.
Воспроизводственная. Определяется конкретной пропорцией между производством средств, при которых и осуществляется это производство и товаров народного потребления. А также пропорции между личным потреблением и накоплением средств, и замещение средств, которые были направлены на производство, при использовании ВВП.
Отраслевая. Здесь отражаются пропорции соотношения между различными отраслями внутри страны, в том числе и в регионах.
Территориальная. Общая система размещения отдельных отраслевых сфер в различных экономических районах страны.
Внешнеэкономическая. Представляет собой соотношения отдельных поставок и поступлений продукции различных отраслей. То есть, пропорциональное соотношение экспорта и импорта в другие страны.