Эти особенности заключаются главным образом в большом количестве ценных полезных ископаемых, наиболее важными из которых являются нефть (ХМАО, Карское море), природный газ (ЯНАО), каменный уголь (Кузнецкий каменноугольный бассейн). Освоение этих природных богатств является главным фактором развития Западной Сибири. Западная Сибирь также более тесно связана с Европейской Россией транспортной инфраструктурой, чем Восточная, существует три железнодорожных магистрали, соединяющие ее с Европейской Россией - это основной ход Транссиба через Киров-Пермь-Екатеринбург с боковой веткой на Серов и Приобье, южный ход Транссиба через Самару-Челябинск-Курган, и Северный Широтный ход, в настоящее время строящаяся магистраль (существует ветка Чум-Лабытнанги, в проекте железная дорога Лабытнанги-Салехард-Надым).
Восточно-Сибирский район располагается в центре Азиатской части России. Тысячи километров отделяют его как от западных, так и от восточных границ страны. Об удаленности Восточной Сибири от Центральной России свидетельствует хотя бы то, что большая часть района расположена в VII и VIII часовых поясах. Таким образом, разница в поясном времени между Москвой и Иркутском составляет пять часов, а между Москвой и Читой – 6 часов. Западно-Сибирский район отделяет Восточную Сибирь от развитых районов Европейской части, а Дальний Восток – от Тихоокеанского побережья. В широтном направлении территорию Восточной Сибири пересекает единственная железная дорога – Транссибирская магистраль, проходящая в его южной части. На трассе Транссиба расположено большинство важнейших городов: Красноярск, Тайшет, Иркутск, Улан-Удэ, Чита. В юго-западной части района функционирует восточный участок Южно-Сибирской магистрали (Кузбасс-Абакан-Тайшет). Кроме того, к северу от озера Байкал находится начало нефункционирующей в настоящее время Байкало-Амурской магистрали (Усть-Кут-Нижнеангарск). Таким образом, все железные дороги сосредоточены в южной части района и имеют преимущественно субширотное простирание. Северные побережья – полуостров Таймыр – выходят к трассе Северного морского пути. Главной транспортной артерией, соединяющей северную и южную части района, является река Енисей. Неблагоприятные особенности географического положения района – его удаленность от Европейской части и низкая степень транспортной освоенности – должны учитываться при определении основных направлений развития хозяйства и приоритетов в использовании природных ресурсов. Вывозить уголь, железную руду, необработанный лес как в западном, так и восточном направлении с территории Восточной Сибири экономически невыгодно. При этом дефицитные ресурсы – руды некоторых цветных металлов, пушнина, а также большинство видов готовой продукции (цветные металлы, бумага и др.) – вполне могут использоваться для межрайонных перевозок, даже принимая во внимание огромные расстояния.
Эти особенности заключаются главным образом в большом количестве ценных полезных ископаемых, наиболее важными из которых являются нефть (ХМАО, Карское море), природный газ (ЯНАО), каменный уголь (Кузнецкий каменноугольный бассейн). Освоение этих природных богатств является главным фактором развития Западной Сибири. Западная Сибирь также более тесно связана с Европейской Россией транспортной инфраструктурой, чем Восточная, существует три железнодорожных магистрали, соединяющие ее с Европейской Россией - это основной ход Транссиба через Киров-Пермь-Екатеринбург с боковой веткой на Серов и Приобье, южный ход Транссиба через Самару-Челябинск-Курган, и Северный Широтный ход, в настоящее время строящаяся магистраль (существует ветка Чум-Лабытнанги, в проекте железная дорога Лабытнанги-Салехард-Надым).
Северные побережья – полуостров Таймыр – выходят к трассе Северного морского пути. Главной транспортной артерией, соединяющей северную и южную части района, является река Енисей.
Неблагоприятные особенности географического положения района – его удаленность от Европейской части и низкая степень транспортной освоенности – должны учитываться при определении основных направлений развития хозяйства и приоритетов в использовании природных ресурсов. Вывозить уголь, железную руду, необработанный лес как в западном, так и восточном направлении с территории Восточной Сибири экономически невыгодно. При этом дефицитные ресурсы – руды некоторых цветных металлов, пушнина, а также большинство видов готовой продукции (цветные металлы, бумага и др.) – вполне могут использоваться для межрайонных перевозок, даже принимая во внимание огромные расстояния.