1. По близлежащим местным предметам (рельефу). Для этого необходимо ориентировать карту и опознать на ней и соответственно на местности 1-2 местных предмета, определить глазомерно свое местонахождение на местности относительно этих предметов и наметить также глазомерно свою точку стояния на карте.
2. Промером расстояний. Двигаясь по дороге (по просеке в лесу или другой линии на местности), обозначенной на карте, замерить парами шагов (по спидометру машины) пройденное расстояние от ближайшего ориентира. Для определения точки своего стояния достаточно лишь отложить измеренное (пройденное) расстояние по масштабу на карте в нужном направлении.
3. Засечками. При движении по дороге (по просеке, вдоль телеграфной линии) свое местонахождение можно определить по местным предметам, расположенным по сторонам дороги. Для этого ориентировать карту по направлению дороги и опознать на ней и на местности какой-либо ориентир. Затем приложить линейку или карандаш к выбранному ориентиру на карте и, не сбивая ориентировки карты, поворачивать линейку вокруг условного знака ориентира до тех пор, пока ее направление не совпадет с направлением на ориентир. То место, где линейка пересечет дорогу, и будет точкой стояния.
2. Промером расстояний. Двигаясь по дороге (по просеке в лесу или другой линии на местности), обозначенной на карте, замерить парами шагов (по спидометру машины) пройденное расстояние от ближайшего ориентира. Для определения точки своего стояния достаточно лишь отложить измеренное (пройденное) расстояние по масштабу на карте в нужном направлении.
3. Засечками. При движении по дороге (по просеке, вдоль телеграфной линии) свое местонахождение можно определить по местным предметам, расположенным по сторонам дороги. Для этого ориентировать карту по направлению дороги и опознать на ней и на местности какой-либо ориентир. Затем приложить линейку или карандаш к выбранному ориентиру на карте и, не сбивая ориентировки карты, поворачивать линейку вокруг условного знака ориентира до тех пор, пока ее направление не совпадет с направлением на ориентир. То место, где линейка пересечет дорогу, и будет точкой стояния.
1.Какой масштаб крупнее:
1:30000 (крупнее) или 1:90000;
1:500000 или 1:50000 (крупнее);
1:1000000 или 1:10000 (крупнее).
2.Численный масштаб 1:30000 переводим в
именованный масштаб: в 1 см 300 м.
Объяснение:
1. Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, меньше ее действительных размеров.
Т.е. в нашем первом масштабе 1:30000 подразумевается, что на карте все линейные размеры уменьшены в 30000 раз.
ВАЖНО! Чем меньше знаменатель численного масштаба, тем крупнее масштаб.
На основе предыдущей информации нам нужно просто сравнить знаменатели предложенных вариантов.
1:30000 или 1:90000; сравниваем 30 000 < 90 000, значит масштаб 1:30000 крупнее.
1:500000 или 1:50000; сравниваем 500 000 > 50 000, значит масштаб 1:50000 крупнее.
1:1000000 или 1:10000; сравниваем 1 000 000 > 10 000, значит масштаб 1:10000 крупнее.
2. Именованный масштаб - словесное объяснение величины масштаба, обычно в более удобных величинах, чтобы избежать дополнительных вычислений.
Разбираем наше задание:
1:30000, на всякий случай напоминаю, что, глядя на этот масштаб, вы видите: 1(см):30 000(см). Соответственно смотрим:
1) в 1 см - 30 000 см;
2) в 1 см - 300 м;
3) в 1 см - 0,3 км;
Согласитесь, что наиболее удобным вариантом для восприятия выглядит вариант 2) «в 1 см - 300 м», это и будет наш ответ.
Напоминалочка: 1м - 100 см, а в 1 км - 1000 м - 100 000 см.
Упрощение: при переводе из см в м вы убираете два ноля, при переводе из см в км вы убираете пять нолей в знаменателе масштаба.