Авраамические религии большинство африканцев — последователи авраамических религий: христианства и ислама. эти религии широко распространены в африке и часто адаптированы к африканским культурным особенностям и местным верованиям. христианство христианство в африке насчитывает две тысячи лет. заметная ныне в египте, эфиопии и эритрее коптская православная церковь была основана, по преданию, апостолом марком приблизительно в 42 г. миссионерская активность в время колониального периода, так же как и деятельность евангелистов и пятидесятников в наши времена, надёжно укрепила христианство в африке, в частности в центральной, южной и восточной африке, а также в районе гвинейского залива. христианство в африке сильно свои позиции за последние сто лет: в 1900 году во всей африке насчитывалось около 9 миллионов христиан, а к 2000 году их было уже 380 миллионов. ислам в африке много последователей ислама; вероятно, эта религия имеет наибольшее количество . это доминирующая религия в северной африке; сильны её позиции в западной африке (в частности, в кот-д'ивуаре) , северной части ганы, на юго-западе и севере нигерии, в северо-восточной африке (африканский рог) и вдоль восточного побережья континента. как и христианство, ислам проник на континент через эфиопию и распространился с персидскими и арабскими купцами через египет и синайский полуостров. иудаизм последователи иудаизма, разбросанные по африканскому континенту, включают бета исраэль в эфиопии, абаюдайя в уганде и дом израиля в гане. этнически они относятся к негроидной расе или к эфиопской малой расе, однако, некоторые из них (проживающие в эфиопии) добились официального признания их статуса евреев израилем. раввинат признал их потерянным дановым коленом. с конца 1980-х гг. эфиопские евреи массово переселяются в израиль. небольшое количество последователей иудаизма есть среди этноса игбо, проживающего в нигерия. игбо находят много общих черт между своей и евреев (в том числе, напряженные отношения с соседними ) в африке также проживают этнические евреи, бежавшие от холокоста, большинство из которых осело в юар (ашкеназы) ; это в основном потомки литовских евреев. небольшие еврейские группы сефардов и мизрахов с древних времен проживают в тунисе и марокко. многие из них в 1990-е гг. мигрировали в израиль. дхармические религии последователей дхармических религий в африке гораздо меньше. индуизм по сравнению с исламом, христианством или иудаизмом индуизма в африке коротка. тем не менее, идуисты в африке присутствуют ещё с доколониального периода и даже средневековья. индуизм начал проникать в африку с индийскими моряками, которые торговали на восточном побережье; позже их начали вытеснять португальские купцы. фактически пустить корни индуизм смог только с расширением владений британской империи, колонизировавшей значительную часть старого света — и индию в том числе. множество индийских солдат на службе британии осели в колониях южной и восточной африки; там же и находятся наибольшие коммуны индуистов (юар, танзания, кения, нигерия, замбия, а также зимбабве, сомали и ботсвана) . например, в лагосе (нигерия) в 1993 г. находилось около 25 тысяч индуистов, в основном новообращённых и прибывших из уже независимой индии. буддизм буддистов в африке не много. они в основном в восточной и южной африке. общины буддистов имеются в юар, буркина фасо, камеруне, кот-д'ивуаре, кении, гане, мали, сенегале, танзании, замбии, зимбабве и республике конго. сикхизм африканские сикхи в основном в восточной африке: кения, танзания и уганда объединены в одну восточно-африканскую общину сикхов. на 2004 год в этом регионе числилось более 50 тысяч сикхов
Этапы формирования политической карты мира. 1. древния период (до v века н. э.) . охватывает эпоху рабовладельческого строя, характеризуется развитием и крушением первых государств на земле: древнего египта, карфагена, древней греции, древнего рима и других. главное средство территориальных изменений - война, угроза применения силы. 2.средневековый период (v-vi века) . связан с эпохой феодализма. политические функции феодального государство оказались богаче и сложнее, чем организация политической власти при рабовладельческом строе. складывается внутренний рынок, преодолевается обособленность хозяйств и районов. четко проявляется стремление феодальных государств к территориальным захватам. крупные массивы суши были полностью поделены между различными государствами. киевская русь, византия, московское () государство, "священная римская империя", португалия, , испания и другие. 3. новый период в формировании политической карты мира (с рубежа xv-xvi веков до окончания первой мировой войны) соответствует целой эпохе зарождения, подъема, и утверждения капитализма. изменила карту эпоха великих открытий, лежащая на стыке феодальной и капиталистической общественно- формаций. толчком для территориальных изменений дал "зрелый" капитализм, когда развилась остро в сырье крупная фабрично-заводская промышленность и появились новые средства транспорта. особенно нейстойчивой стала политическая карта мира на рубеже xix-xx веков, когда между ведущими странами резко обострилась борьба за территориальный раздел мира. к началу xx века такой раздел оказался полностью завершенным, и с этого времени стал возможным лишь его насильственный передел. 4. новейший период в формировании политической карты мира начался после окончания первой мировой войны и победы октябрьской революции в россии. этот период разделяется на 3 этапа, рубежом между двумя первыми служит окончание второй мировой войны (1945 год) . а) первый этап ознаменовался не только социально- переменами . распалась австро-венгерская империя, изменились границы многих государств, образовались независимые национальные государства: польша, чехословакия, югославия и другие. расширились колониальные империи великобритании, франции, бельгии, японии. б) второй этап начинает отсчет от окончания второй мировой войны. целый ряд государств в европе и азии вступили на путь социализма. к числу важнейших изменений в послевоенное время относится также распад колониальных империй и возникновение на их месте свыше 100 независимых государств азии, африки, латинской америки и океании. в) третьим этапом формирования политической карты мира, является то, что в результате переломных событий в социалистическом лагере мира распалось одно из могущественных государств мира и первое социалистическое государство - (1991г.) , вследствии чего образовалось множество мелких государств. этот этап формирования новых суверенных государств на базе бывших социалистических республик, а также социалистических государств отмечен конфликтными ситуациями, нередко принимающими вооруженный характер, по национальным, этническим, и политическим вопросам. в результате воздействия изменений, происходивших в мире, число социалистических стран к сегодняшнему дню значительно уменьшилось.