Дать характеристику района по плану: европейский север
1. Географическое положение.
2. Состав и соседи района.
3. Оценка природно-ресурсного потенциала.
4. Специализация района. Этапы освоения территории.
5. Роль моря на разных этапах развития района деревянная архитектура, художественные промыслы.
6. Население. Традиции и быт населения. Коренные жители.
7. Крупные города. Мурманск, Архангельск, Вологда.
8. Проблемы и перспективы развития Европейского Севера.
Учреждения науки, образования и культуры:
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Музей М. В. Ломоносова Российской Академии Наук
Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова
Архангельский театр драмы имени М. В. Ломоносова
государственный университет имени М. В. Ломоносова
Архангельский городской лицей имени М. В. Ломоносова
Гимназия Ломоносова в Риге
Лицей им. М. В. Ломоносова в Йошкар-Оле
Самарская средняя школа № 6 им. М. В. Ломоносова
Гимназия № 73 «Ломоносовская гимназия» в Санкт-Петербурге
Гимназия № 1530 «Школа Ломоносова» в Москве
Национальный горный университет им. М. В. Ломоносова в Днепропетровске
Ломоносовская школа
1. Северно-ледовитый океан является изолированным от вод других океанов - от Тихого он отделен узким беринговым проливом, а от Атлантического - Гренландией, Исландией, Новой Землей и Шпицбергеном, которые останавливают течения воды из этих океанов и препятствуют перемешиванию вод океанов.
2. В Северо-ледовитый океан впадают реки в большим водотоком - Лена, Енисей, Обь, Печора, Северная Двина и множество более мелких - так как уклон земной поверхности направлен на север - последствие ледника. Реки опресняют воды океана.
3. Большая часть поверхности океана покрыта льдами и температура воздуха даже летом очень низкая - за счет этого небольшое испарение воды с поверхности океана, а в мало проточных системах это основная причина повышения солености - вода испаряется, а соль остается.