Давайте подумаем 1. Согласны ли вы с точкой зрения, что артезианские воды
богатств Украины? Обоснуйте свой ответ.
ветуют ее жителям внимательно выбирать зубную пасту?
Работаем самостоятельно
использованию воды в быту.
Исследование
ние этих карт.
частей территории Украины (например запад, север, центр, восток, юр,
отдельных территорий Украины.
5. Подготовьте сообщение на основе проведенного анализа. В выводе пред-
ложите пути рационального использования водных ресурсов.
2. Подземные воды Полтавской
области отличаются высоким содержанием фтора. Почему стоматологи со-
1. Определите, как ваш регион обеспечен водными ресурсами. Каковы по-
следствия их использования? 2. Предложите меры по более экономному
Анализ обеспеченности водными ресурсами разных территорий Украины
1. Вспомните, что такое водные ресурсы и каковы их составляющие; СКОЛЬКО
местного стока и подземных вод приходится на одного жителя Украины.
2. Найдите в атласе карты, на которых отображены показатели, характери-
зующие обеспеченность Украины водными ресурсами. Изучите содержа-
3. Определите показатели обеспеченности водными ресурсами разных
4. Объясните разницу в показателях обеспеченности водными ресурсами
2. Выберите из перечисленного списка номер рек: Северная Двина, Онега, Печора.
3. Выбрать из списка номера соседних субъектов Европейского Севера: Пермский край, Ленинградская область, Костромская область.
4.Особенностями Двино-Печорского субрегиона являются: запасы каменного угля.
5.На территории Европейского Севера уровень урбанизации составляет: 76%.
6.Основными промыслами карелов являются: ловля рыбы.
7.Крупными промышленными центрами Европейского Севера являются Архангельск, Мурманск.
8. Богатством Кольско-Карельского субрегиона является: железная руда, медь, никель.
Когда люди только появились, они полностью зависели от биосферы. У первобытных людей еще не было развитого сельского хозяйства и орудий труда. Поэтому еду и среду обитания им давала природа, они полностью зависели от нее. Также она представляла для них и опасность.
Однако на протяжении истории человечества его воздействие на биосферу усиливалось. Человек научился вести сельское хозяйство, добывать полезные ископаемые, развил промышленность, научился использовать достижения цивилизации для жизни в неблагоприятных условиях среды. Все это привело к тому, что численность людей на Земле сильно увеличилась, и люди расселились повсюду.
Теперь уже речь идет не столько о влиянии биосферы на человека (хотя несомненно ее влияние по-прежнему огромно), сколько о влиянии человека на биосферу. Причем это влияние зачастую губительно для природы, разрушает ее.
Человечество уничтожило многие виды живых организмов, другие стали редкими (таких заносят в Красную книгу). Неправильное ведение сельского хозяйства приводит к разрушению почв. Вырубаются леса, которые служат средой обитания для многих животных и производят много кислорода. Современный человек, можно сказать, вредит если не себе, то будущим поколениям.