Точнее, северная столица (или вторая столица россии) — так часто называют санкт-петербург, вспоминая о его дореволюционном статусе. санкт-петербург более 200 лет был столицей российского государства. в 1712 году по воле петра i столица россии была перенесена в санкт-петербург, специально основанный как столичный город. в 1728 году столица фактически была перенесена обратно в москву в связи с переездом туда петра ii. после его смерти в 1730 году петербургу был возвращен столичный статус. императорский двор и правительство переехало в город единовременно в 1732 году. согласно статье 70 конституции рф, столицей российской федерации является город москва. столичный статус закрепился за москвой в xiv веке, в результате того, что московские князья возглавили процесс объединения раздробленных земель в единое государство. в период российской империи столица была перенесена в санкт-петербург, но вновь вернулась в москву после октябрьской революции. 12 марта 1918 года решением советского правительства столица россии возвращена в москву. в 1922 москва, оставаясь столицей рсфср, стала одновременно и столицей советского союза. до настоящего момента столица рф - москва.
ма́рко по́ло (итал. marco polo; 15 сентября[2] 1254, венеция — 8 января 1324, там же[3]) — итальянский купец и путешественник, представивший своего путешествия по азии в знаменитой «книге о разнообразии мира». несмотря на сомнения в достоверности фактов, изложенных в этой книге, высказываемые с момента её появления и вплоть до настоящего времени, она служит ценным источником знаний по , этнографии, армении, ирана, китая, казахстана, монголии, индии, индонезии и других стран в средние века. эта книга оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов, писателей xiv—xvi веков[4]. в частности, она была на корабле христофора колумба во время его поиска маршрута в индию; по подсчётам исследователей, колумб сделал на ней 70 пометок[5].венецианские купцы, достигшие в тринадцатом веке торгового могущества на средиземном море, не могли остаться равнодушными к исследованиям, предпринимаемым смелыми путешественниками в центральной азии, индии и китае. они понимали, что эти путешествия открывают перед ними новые рынки сбыта и что торговля с востоком сулит им неисчислимые выгоды. таким образом, интересы торговли неизбежно должны были к изучению новых стран. именно по этой причине два крупных венецианских торговца предприняли путешествие в восточную азию.
в 1260 году никколо, отец марко, вместе со своим братом маттео отправились в крым (в судак), где у их третьего брата, которого также звали марко, был свой торговый дом. далее они двинулись по тому же маршруту, по которому в 1253 году прошёл гийом де рубрук. проведя год в сарай-бату, братья двинулись дальше в бухару. в связи с опасностью военных действий, которые вёл берке (брат батыя) в этом регионе, братья вынуждены были отложить возвращение домой. пробыв в бухаре три года и не имея возможности вернуться домой, они присоединились к персидскому каравану, который послал ильхан хулагу в (современный пекин) своему брату, монгольскому хану хубилаю, который к тому времени практически завершил разгром китайской династии сун и вскоре стал единоличным правителем монгольской империи и китая.
зимой 1266 года братья достигли пекина и были приняты хубилаем, который, по словам братьев, дал им золотую пайцзу для свободной дороги назад и попросил их передать послание папе римскому с просьбой прислать ему масла с гробницы христа в иерусалиме и проповедников христианства. вместе с братьями отправился и монгольский посол в ватикан, однако, в дороге он заболел и отстал. в дороге никколо узнал о смерти своей жены и о рождении сына, появившегося на свет через несколько дней после его отъезда, в 1254 году, и названного марко. прибыв в венецию в 1269 году, братья обнаружили, что папа климент iv умер, а новый так и не был назначен. желая поскорее выполнить поручение, они решили не дожидаться назначения нового папы, и в 1271 году отправились в иерусалим, взяв с собой марко.
ответ:
ма́рко по́ло (итал. marco polo; 15 сентября[2] 1254, венеция — 8 января 1324, там же[3]) — итальянский купец и путешественник, представивший своего путешествия по азии в знаменитой «книге о разнообразии мира». несмотря на сомнения в достоверности фактов, изложенных в этой книге, высказываемые с момента её появления и вплоть до настоящего времени, она служит ценным источником знаний по , этнографии, армении, ирана, китая, казахстана, монголии, индии, индонезии и других стран в средние века. эта книга оказала значительное влияние на мореплавателей, картографов, писателей xiv—xvi веков[4]. в частности, она была на корабле христофора колумба во время его поиска маршрута в индию; по подсчётам исследователей, колумб сделал на ней 70 пометок[5].венецианские купцы, достигшие в тринадцатом веке торгового могущества на средиземном море, не могли остаться равнодушными к исследованиям, предпринимаемым смелыми путешественниками в центральной азии, индии и китае. они понимали, что эти путешествия открывают перед ними новые рынки сбыта и что торговля с востоком сулит им неисчислимые выгоды. таким образом, интересы торговли неизбежно должны были к изучению новых стран. именно по этой причине два крупных венецианских торговца предприняли путешествие в восточную азию.
в 1260 году никколо, отец марко, вместе со своим братом маттео отправились в крым (в судак), где у их третьего брата, которого также звали марко, был свой торговый дом. далее они двинулись по тому же маршруту, по которому в 1253 году прошёл гийом де рубрук. проведя год в сарай-бату, братья двинулись дальше в бухару. в связи с опасностью военных действий, которые вёл берке (брат батыя) в этом регионе, братья вынуждены были отложить возвращение домой. пробыв в бухаре три года и не имея возможности вернуться домой, они присоединились к персидскому каравану, который послал ильхан хулагу в (современный пекин) своему брату, монгольскому хану хубилаю, который к тому времени практически завершил разгром китайской династии сун и вскоре стал единоличным правителем монгольской империи и китая.
зимой 1266 года братья достигли пекина и были приняты хубилаем, который, по словам братьев, дал им золотую пайцзу для свободной дороги назад и попросил их передать послание папе римскому с просьбой прислать ему масла с гробницы христа в иерусалиме и проповедников христианства. вместе с братьями отправился и монгольский посол в ватикан, однако, в дороге он заболел и отстал. в дороге никколо узнал о смерти своей жены и о рождении сына, появившегося на свет через несколько дней после его отъезда, в 1254 году, и названного марко. прибыв в венецию в 1269 году, братья обнаружили, что папа климент iv умер, а новый так и не был назначен. желая поскорее выполнить поручение, они решили не дожидаться назначения нового папы, и в 1271 году отправились в иерусалим, взяв с собой марко.
объяснение: