Климат Российской Федерации сформирован под воздействием нескольких определяющих факторов. Один из важнейших — огромные размеры территории и удалённость многих районов от моря (бо́льшая часть территории страны удалена от моря более чем на 400 км, а некоторые районы — на 2400 км) , что обусловило преобладание континентального климата. Благодаря расположению России в северных широтах доминирует холодный климат (лишь юг Европейской части России, некоторые участки южной Сибири и Приморье находятся к югу от 50° с. ш. , при этом более половины территории лежит к северу от 60° с. ш.) . Горы на юге страны препятствуют поступлению тёплых воздушных масс с Индийского океана, а равнинный характер территории на западе и на севере делает страну открытой арктическому и атлантическому влияниям. Как следствие, на значительной части территории можно выделить лишь два чётко выраженных сезона — зиму и лето; весна и осень являются краткими периодами смены крайне низких температур крайне высокими. Самый холодный месяц — январь (на побережье морей — февраль) , самый тёплый — обычно июль. Россия расположена в четырёх климатических поясах — арктическом, субарктическом, умеренном и субтропическом; наиболее протяжённый из них — умеренный; субтропический климат в России представлен лишь узкой причерноморской полосой.
Зимой влияние холодных материковых воздушных масс ведёт к формированию областей высокого давления во внутренних районах страны; среднеянварское атмосферное давление на юге Сибири — 1040 миллибар; от этих районов области высокого давления распространяются на запад, вдоль границ России с Казахстаном и Украиной. Под влиянием размещения областей высокого давления зимой в Европейской России преобладают юго-западные ветры, на большей части Сибири — южные, на Дальнем Востоке — северо-западные. Летом складывается обратная ситуация; воздушные массы прогреваются, и в Азиатской части страны формируются области низкого давления, поэтому летнее направление ветров подчас противоположно зимнему; в Европейской части России летом ветры дуют в основном с северо-запада, в Сибири — с севера, на Дальнем Востоке — с юго-востока.
Объяснение:
Этап урока, слайды Действия учителя. Формы организации работы учителя Действия учеников. Формы организации работы детей
1.Организационно-мотивационный этап урока
I стадия вызова
прием “Кластер”
Учитель предлагает ответить на вопросы:
Назовите источники информации об окружающем мире?
(схема)
Вопросы:
1. Какую географическую информацию ежедневно дает телевидение?
2. Какие вы видели на экране карты?
3. Что такое карта?
4. С какими картами вы уже работали?
5. Что такое географический атлас?
Высказывают свои суждения. Учитель записывает все высказывания на доске.
Выдвигают предположения о теме урока, планируют свои действия на уроке
Зимой влияние холодных материковых воздушных масс ведёт к формированию областей высокого давления во внутренних районах страны; среднеянварское атмосферное давление на юге Сибири — 1040 миллибар; от этих районов области высокого давления распространяются на запад, вдоль границ России с Казахстаном и Украиной. Под влиянием размещения областей высокого давления зимой в Европейской России преобладают юго-западные ветры, на большей части Сибири — южные, на Дальнем Востоке — северо-западные. Летом складывается обратная ситуация; воздушные массы прогреваются, и в Азиатской части страны формируются области низкого давления, поэтому летнее направление ветров подчас противоположно зимнему; в Европейской части России летом ветры дуют в основном с северо-запада, в Сибири — с севера, на Дальнем Востоке — с юго-востока.