карта, как известно, является языком . следовательно, необходимо научить учащихся работать с картой, причем делать это необходимо на протяжении всего курса изучения .
“карта” - один из самых сложных разделов в содержании образования. с нее начинается изучение курса . однако теперь в связи с сокращением количества часов в 6-м классе вопросам изучения карты уделяется все меньше и меньше внимания.
при изучении содержания данной темы формируются следующие умение – умение читать карту, ориентироваться на ней. кроме того, в содержание темы включены такие вопросы, как:
определение по карте координат;
измерение расстояний на карте с масштаба и линий градусной сети;
изображение рельефа на карте и многие другие.
усвоение основного содержания темы требует детальной проработки и повторения учебного материала на всем протяжении школьного курса .
Порой людям в их хозяйственной деятельности или в исследованиях очень важно определить точное местонахождение каких-либо географических объектов на поверхности Земли. Это можно сделать с градусной сетки, которая есть на каждой карте или глобусе. Она состоит из линий параллелей и меридианов. Земля вращается вокруг своей оси. Это воображаемая линия. Места выхода этой воображаемой линии на поверхность Земли называются полюсами. У Земли есть Южный и Северный полюс. Кратчайшая линия, условно проведенная на глобусе от одного полюса к другому, называется меридианом. В переводе на русский язык слово «меридиан» означает «полуденная линия». Действительно, ее направление совпадает с направлением тени от предметов в полдень. Если идти все время по направлению этой тени, то можно обязательно прийти к Северному полюсу, а если в обратную сторону — то к Южному. Меридиан можно провести через любую точку на поверхности Земли, и в каждой точке он будет направлен на север и на юг. Все меридианы на глобусе или на карте представляют собой полуокружности. Они все имеют одинаковую длину. Часть окружности называют дугой. Величину дуги измеряют градусами. Полуокружность, в данном случае меридиан, содержит 180°. Зная это, можно подсчитать длину 1°. Она равна 111 км на любом участке меридиана. Параллели — линии, условно проведенные по поверхности Земли параллельно экватору. Экватор — условно проведенная линия, находящаяся на равном расстоянии от Северного и Южного полюсов. Экватор — это самая длинная параллель. Ее длина 40 ООО км. Длина параллелей уменьшается к полюсам. Самая короткая параллель — полюс. Она обозначается точкой. Параллели имеют форму окружности. Длина 1° на экваторе, так же как и на меридиане, составляет 111 км. По направлению к полюсам длина 1° уменьшается. Параллель тоже можно провести из любой точки. Так как параллель направлена с запада на восток, то она будет перпендикулярна меридиану. В полдень по тени можно определить линию меридиана и параллели в данной точке. С градусной сетки на глобусе и карте можно определить стороны горизонта, а также точное местоположение какого-либо объекта по его географическим координатам. Изображение меридианов и параллелей на глобусе и физической карте полушарий различно. На глобусе все меридианы — полуокружности, а параллели — окружности. На карте полушарий экватор и средний меридиан изображены прямыми линиями, а все остальные меридианы и параллели — кривыми линиями разной длины. Такое искажение возникает вследствие изображения выпуклой поверхности на плоскости. При этом искажаются не только линии градусной сетки, но и очертания объектов, их площади. Наименьшие искажения возникают у экватора, наибольшие — у полюсов.
1)
карта, как известно, является языком . следовательно, необходимо научить учащихся работать с картой, причем делать это необходимо на протяжении всего курса изучения .
“карта” - один из самых сложных разделов в содержании образования. с нее начинается изучение курса . однако теперь в связи с сокращением количества часов в 6-м классе вопросам изучения карты уделяется все меньше и меньше внимания.
при изучении содержания данной темы формируются следующие умение – умение читать карту, ориентироваться на ней. кроме того, в содержание темы включены такие вопросы, как:
определение по карте координат;
измерение расстояний на карте с масштаба и линий градусной сети;
изображение рельефа на карте и многие другие.
усвоение основного содержания темы требует детальной проработки и повторения учебного материала на всем протяжении школьного курса .