Река судоходна, поскольку широких отмелей и кос на Неве нигде нет, а берега почти всюду приглубые, что позволяет судам подходить к ним вплотную, за исключением немногих мест. В конце XIX века была устроена Уткина Заводьдля отстоя судов на реке. Является крупной водной магистралью, входящей в состав Волго-Балтийского водного пути и Беломорско-Балтийского канала. В связи с неудовлетворительной пропускной Невы, сильно ограниченной сводящимися днём мостами, неоднократно поднимался вопрос о строительстве канала — дублёра Невы, начиная с XVII века. Нева доступна для судов грузоподъёмностью около 5000 т, грузы перевозятся без перевалки. Важнейшие грузы: с Кольского полуостровахибинский апатит, апатитовый концентрат,карельские гранит и диабаз в разные районы страны; лес и пиломатериалы из Архангельскойи Вологодской областей в Прибалтику, Санкт-Петербург и на экспорт; чёрный металл изЧереповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский серный колчедан, соликамскиекалийные соли — для Северо-запада, Прибалтики и на экспорт; зерно. В танкерах сВолги идут нефтегрузы для Северо-запада, Прибалтики и на экспорт. Через Неву поступают импортные грузы для разных районов страны.