В жизни многих религий важны вопросы соприкосновения с ландшафтом:
во многих религиях, особенно пантеистических, сакрализуются природные объекты, орографические или гидрографические объекты;
выбор почитаемых мест часто определяется их природной необычностью;
в христианстве и других религиях важной составляющей религиозного вос приятия мира является эстетика. Умение вписывать храмы, религиозные символы в существующий ландшафт отмечается многими исследователями;
целенаправленное формирование культурного ландшафта, визуальное вы деление зданий и объектов религиозного характера. Символические эле менты в планировке городов (город Кашин в XVI–XVII вв., дореволюционная Тверь и т. д.).
1. Размещение.
Вопросы распространения религий и масштабы такого распространения оказы вают неизбежное влияние на религиозную жизнь. Наиболее распространенные ре лигии, как правило, обладают наиболее богатым опытом разнообразия религиоз ной жизни. Например, православие в России и православие в Африке при сходстве вероучения серьезно отличаются по образу традиционного благочестия и обрядо вой практики. Этот общий принцип будет справедлив для любой крупной конфес сии. Локальные культы, как правило, не сталкиваются с такими вопросами.
2. Взаиморасположение ареалов распространения религий.
актор взаиморасположения различных ареалов распространения религий создает возможность взаимного влияния друг на друга, примерами такого влия ния могут служить:
обмен различными религиозными идеями в зонах соприкосновения ареа лов распространения. Например, все крупные деятели движения иконобор чества в Византии происходили из районов, пограничных с завоеванными
мусульманами территориями, где распространялись свойственные исламу взгляды на иконопись;
появление новых религиозных течений в зонах соприкосновения различных религий. Это возникновение в северной Индии сикхизма, имеющего в себе черты ислама и индуизма, появление на ближнем востоке течений, несущих в себе черты смешения ислама и христианства, таких как, например, алави ты (Сирия);
нахождение внутри ареала господствующей в обществе религии другого ре лигиозного меньшинства, что, как правило, приводит к более четкой самои дентификации у представителей последнего;
жизнь представителей одной и той же деноминации может меняться в за висимости от нахождения в «тыловой» части своего ареала или на зоне со прикосновения. Например, жизнь Казанской епархии РПЦ по многим пара метрам отлична от другой части той же Русской православной церкви [3];
поддержание религиозной традиции может поддерживаться компактным характером расселения представителей различных конфессий. Например, исламские анклавы в пригородах крупных европейских городов.
3. Расселение
Общая картина расселения влияет на географию распространения основных религий. Это проявляется в ряде явлений:
различия в уровне религиозности в зависимости от размеров населенных пунктов. В России отмечаются различия в уровне и формах религиозной жиз ни в городах и сельской местности. Если в начале XX века уровень религиоз ности в сельской местности был выше городского, то в конце – прямо нао борот. Можно даже отметить некоторую корреляцию процента верующих от размера населенного пункта.
крупные города и опорный каркас расселения определяют общую картину распространения религиозных новаций. Новые религиозные движения за рождаются (или усваиваются в случае прихода изза рубежа) прежде всего в крупных городах и распространяются в другие города и в зоны, прилегаю щие к магистралям, их соединяющим.
можно отметить закономерности распространения различных религиозных деноминаций в зависимости от размеров населенных пунктов. Например, в России, представители католической церкви присутствуют в крупных горо дах. Протестантизм «освоил» уровень малых [3]. В целом, наблюдается пред сказуемая закономерность увеличения разнообразия религиозной жизни с увеличением людности городов.
4. Религия как часть комплекса общественных отношений, сложившихся на определенной территории:
на каждой территории религия занимает особое, присущее для данной тер риториальной общности место. Религиозный фактор может быть определя ющим в сфере культуры, политики, экономики. Например, экономическое развитие пгт. Дивеево в Нижегородской области можно объяснить исклю чительно религиозными причинами. Это формирование культурного обли ка разных штатов США, например Юта (мормоны), южные штаты (баптизм), ряд территорий Пенсильвании, Огайо, Индианы (амиши). Религия может за нимать разное положение по отношению к обществу и государству. Напри
мер, католицизм во Франции и Ирландии. Шиитский ислам в Азербайджа не и в соседнем с ним Иране. Различные территории можно рассматривать как сложившиеся комплексы подобных отношений религии, общества, куль туры, государства и. т. д.;
Религиозная символика и ландшафт.
В жизни многих религий важны вопросы соприкосновения с ландшафтом:
во многих религиях, особенно пантеистических, сакрализуются природные объекты, орографические или гидрографические объекты;
выбор почитаемых мест часто определяется их природной необычностью;
в христианстве и других религиях важной составляющей религиозного вос приятия мира является эстетика. Умение вписывать храмы, религиозные символы в существующий ландшафт отмечается многими исследователями;
целенаправленное формирование культурного ландшафта, визуальное вы деление зданий и объектов религиозного характера. Символические эле менты в планировке городов (город Кашин в XVI–XVII вв., дореволюционная Тверь и т. д.).
1. Размещение.
Вопросы распространения религий и масштабы такого распространения оказы вают неизбежное влияние на религиозную жизнь. Наиболее распространенные ре лигии, как правило, обладают наиболее богатым опытом разнообразия религиоз ной жизни. Например, православие в России и православие в Африке при сходстве вероучения серьезно отличаются по образу традиционного благочестия и обрядо вой практики. Этот общий принцип будет справедлив для любой крупной конфес сии. Локальные культы, как правило, не сталкиваются с такими вопросами.
2. Взаиморасположение ареалов распространения религий.
актор взаиморасположения различных ареалов распространения религий создает возможность взаимного влияния друг на друга, примерами такого влия ния могут служить:
обмен различными религиозными идеями в зонах соприкосновения ареа лов распространения. Например, все крупные деятели движения иконобор чества в Византии происходили из районов, пограничных с завоеванными
мусульманами территориями, где распространялись свойственные исламу взгляды на иконопись;
появление новых религиозных течений в зонах соприкосновения различных религий. Это возникновение в северной Индии сикхизма, имеющего в себе черты ислама и индуизма, появление на ближнем востоке течений, несущих в себе черты смешения ислама и христианства, таких как, например, алави ты (Сирия);
нахождение внутри ареала господствующей в обществе религии другого ре лигиозного меньшинства, что, как правило, приводит к более четкой самои дентификации у представителей последнего;
жизнь представителей одной и той же деноминации может меняться в за висимости от нахождения в «тыловой» части своего ареала или на зоне со прикосновения. Например, жизнь Казанской епархии РПЦ по многим пара метрам отлична от другой части той же Русской православной церкви [3];
поддержание религиозной традиции может поддерживаться компактным характером расселения представителей различных конфессий. Например, исламские анклавы в пригородах крупных европейских городов.
3. Расселение
Общая картина расселения влияет на географию распространения основных религий. Это проявляется в ряде явлений:
различия в уровне религиозности в зависимости от размеров населенных пунктов. В России отмечаются различия в уровне и формах религиозной жиз ни в городах и сельской местности. Если в начале XX века уровень религиоз ности в сельской местности был выше городского, то в конце – прямо нао борот. Можно даже отметить некоторую корреляцию процента верующих от размера населенного пункта.
крупные города и опорный каркас расселения определяют общую картину распространения религиозных новаций. Новые религиозные движения за рождаются (или усваиваются в случае прихода изза рубежа) прежде всего в крупных городах и распространяются в другие города и в зоны, прилегаю щие к магистралям, их соединяющим.
можно отметить закономерности распространения различных религиозных деноминаций в зависимости от размеров населенных пунктов. Например, в России, представители католической церкви присутствуют в крупных горо дах. Протестантизм «освоил» уровень малых [3]. В целом, наблюдается пред сказуемая закономерность увеличения разнообразия религиозной жизни с увеличением людности городов.
4. Религия как часть комплекса общественных отношений, сложившихся на определенной территории:
на каждой территории религия занимает особое, присущее для данной тер риториальной общности место. Религиозный фактор может быть определя ющим в сфере культуры, политики, экономики. Например, экономическое развитие пгт. Дивеево в Нижегородской области можно объяснить исклю чительно религиозными причинами. Это формирование культурного обли ка разных штатов США, например Юта (мормоны), южные штаты (баптизм), ряд территорий Пенсильвании, Огайо, Индианы (амиши). Религия может за нимать разное положение по отношению к обществу и государству. Напри
мер, католицизм во Франции и Ирландии. Шиитский ислам в Азербайджа не и в соседнем с ним Иране. Различные территории можно рассматривать как сложившиеся комплексы подобных отношений религии, общества, куль туры, государства и. т. д.;