Зерновые культуры распространены по всему миру и имеют важнейшее значение для населения всего земного шара в самых разнообразных географических условиях. Хлеб - основной продукт питания человека,зерно - концентрированный корм для сельскохозяйственных животных и сырье для многих отраслей промышленности. Для производства наиболее ценных в пищевом значении продуктов животноводства - мяса,молока,яиц,жиров - в развитых странах расходуется до 60-70% всего зерна. Зерновые,особенно зернобобовые,являются крупным источником растительного белка для питания людей и животных.Зерно ячменя используется в пивоварении,другихкультур-в спиртовой,фармацевтической,технической промышленности.(3) Непосредственно за счет продуктов переработки зерна обеспечивается около 40% общей калорийности питания,почти 50% потребности в белках,60% - в углеводах; если же учесть долю зернофуражных кормов,идущую на производство продукции животноводства,то часть зерна в калорийности питания увеличивается до 56%,в белках - 80%,в углеводах - 62%.(2)
Зерновые хлеба занимают наибольшие площади в мировом растениеводстве.Быстрый рост народонаселения планеты(1900г.-1,7млрд.человек,1990г. - 5,5 млрд.,прогноз на 2000г.-6,5 млрд.)требует адекватных усилий для увеличения производства зерна и других продуктов.Мировое производство зерна только в течение последнего десятилетия увеличилось с 1,3 млрд.т в 1971-1975 гг. до 1,7 млрд.т в 1982-1985 гг.,или на 308%,и будет неуклонно расти в последующие годы. (21)
Природная среда служит естественным базисом хозяйственной деятельности людей. Вся производственная деятельность человека может быть представлена как процесс преобразования природы в формы, приемлемые для использования. С точки зрения потребностей общества все тела и силы природы условно разделяются на две группы: непосредственно участвующие в материальном производстве и сфере нематериальных услуг (природные ресурсы) и все остальные (обычно относимые к природным условиям).
Природные условия — это элементы природы, которые непосредственно не используются в процессе производства, но оказывают влияние на жизнедеятельность людей. Особенно сильна зависимость от природных условий сельского хозяйства, добывающей промышленности, отдельных видов транспорта, рекреационной деятельности и т.п. Природные условия могут быть благоприятными (оптимальный температурный режим, достаточная увлажненность воздуха и т.п.) или затруднять хозяйственную деятельность человека (высокогорный рельеф, суровый климат, вечная мерзлота, болота, пустыни).
Природные (или естественные) ресурсы — это элементы природы, которые при данном уровне развития производительных сил могут быть использованы в качестве средств производства (предметов и средств труда), составляя его сырьевую и энергетическую базу.
Ресурсы, с которых человек воздействует на природу или при ее для собственного потребления, называются средствами труда. В этой роли выступает земля — как место, на котором происходит процесс труда, как кладовая различных полезных ископаемых и носительница определенных естественных свойств и энергии. К средствам труда относятся и такие свойства природы, как сила ветра, сила падающей воды, сила приливов и отливов, химические и биохимические реакции и т.д.
Предметы труда — это природные материалы, которые в процессе производства подвергаются обработке и изменяют свою форму. Большое количество предметов труда человек находит в природе в готовом виде: залежи полезных ископаемых, естественные леса, рыбные ресурсы внутренних водоемов, морей и океанов и т.д.
Разграничение элементов природы на условия и ресурсы относительно, поскольку одни и те же элементы могут выступать и как условия, и как ресурсы (например, климатические условия — климатические ресурсы, водные ресурсы — условия водообеспеченности и т.п.). Кроме того, по мере совершенствования производительных сил все больше природных условий становится природными ресурсами, вовлекаемыми человеком в процесс производства.
Критериями включения тех или иных элементов природы в состав ресурсов являются техническая возможность и экономическая целесообразность их использования, а также уровень изученности.
Вещественный состав природных ресурсов исторически относителен и обусловлен достигнутым уровнем развития производительных сил и знаний человеческого общества. Так, в XVII в. человек использовал около 30 химических элементов, в XIX в. — 50, в начале XX в. — около 60, а в настоящее время — более 90 химических элементов, т.е. подавляющую часть известных науке веществ.
На ранних стадиях общественного развития хозяйства ориентировались на биологические ресурсы (дикорастущие, земледельческие, животноводческие), со временем их база дополнилась минеральными ресурсами, вначале за счет использования металлических видов сырья, затем — органических (уголь, нефть), а впоследствии химических (фосфориты, апатиты и др.). Все шире вовлекаются в экономику природные источники энергии — сила движущейся и падающей воды (в том числе приливов и отливов), солнца и ветра, тепло подземных вод, энергия клеточного ядра.
При изучении естественных ресурсов важное значение имеет их научная классификация, т.е. разделение совокупности предметов, объектов и явлений природной среды на группы по функционально значимым признакам.
Зерновые культуры распространены по всему миру и имеют важнейшее значение для населения всего земного шара в самых разнообразных географических условиях. Хлеб - основной продукт питания человека,зерно - концентрированный корм для сельскохозяйственных животных и сырье для многих отраслей промышленности. Для производства наиболее ценных в пищевом значении продуктов животноводства - мяса,молока,яиц,жиров - в развитых странах расходуется до 60-70% всего зерна. Зерновые,особенно зернобобовые,являются крупным источником растительного белка для питания людей и животных.Зерно ячменя используется в пивоварении,другихкультур-в спиртовой,фармацевтической,технической промышленности.(3) Непосредственно за счет продуктов переработки зерна обеспечивается около 40% общей калорийности питания,почти 50% потребности в белках,60% - в углеводах; если же учесть долю зернофуражных кормов,идущую на производство продукции животноводства,то часть зерна в калорийности питания увеличивается до 56%,в белках - 80%,в углеводах - 62%.(2)
Зерновые хлеба занимают наибольшие площади в мировом растениеводстве.Быстрый рост народонаселения планеты(1900г.-1,7млрд.человек,1990г. - 5,5 млрд.,прогноз на 2000г.-6,5 млрд.)требует адекватных усилий для увеличения производства зерна и других продуктов.Мировое производство зерна только в течение последнего десятилетия увеличилось с 1,3 млрд.т в 1971-1975 гг. до 1,7 млрд.т в 1982-1985 гг.,или на 308%,и будет неуклонно расти в последующие годы. (21)
Природные условия — это элементы природы, которые непосредственно не используются в процессе производства, но оказывают влияние на жизнедеятельность людей. Особенно сильна зависимость от природных условий сельского хозяйства, добывающей промышленности, отдельных видов транспорта, рекреационной деятельности и т.п. Природные условия могут быть благоприятными (оптимальный температурный режим, достаточная увлажненность воздуха и т.п.) или затруднять хозяйственную деятельность человека (высокогорный рельеф, суровый климат, вечная мерзлота, болота, пустыни).
Природные (или естественные) ресурсы — это элементы природы, которые при данном уровне развития производительных сил могут быть использованы в качестве средств производства (предметов и средств труда), составляя его сырьевую и энергетическую базу.
Ресурсы, с которых человек воздействует на природу или при ее для собственного потребления, называются средствами труда. В этой роли выступает земля — как место, на котором происходит процесс труда, как кладовая различных полезных ископаемых и носительница определенных естественных свойств и энергии. К средствам труда относятся и такие свойства природы, как сила ветра, сила падающей воды, сила приливов и отливов, химические и биохимические реакции и т.д.
Предметы труда — это природные материалы, которые в процессе производства подвергаются обработке и изменяют свою форму. Большое количество предметов труда человек находит в природе в готовом виде: залежи полезных ископаемых, естественные леса, рыбные ресурсы внутренних водоемов, морей и океанов и т.д.
Разграничение элементов природы на условия и ресурсы относительно, поскольку одни и те же элементы могут выступать и как условия, и как ресурсы (например, климатические условия — климатические ресурсы, водные ресурсы — условия водообеспеченности и т.п.). Кроме того, по мере совершенствования производительных сил все больше природных условий становится природными ресурсами, вовлекаемыми человеком в процесс производства.
Критериями включения тех или иных элементов природы в состав ресурсов являются техническая возможность и экономическая целесообразность их использования, а также уровень изученности.
Вещественный состав природных ресурсов исторически относителен и обусловлен достигнутым уровнем развития производительных сил и знаний человеческого общества. Так, в XVII в. человек использовал около 30 химических элементов, в XIX в. — 50, в начале XX в. — около 60, а в настоящее время — более 90 химических элементов, т.е. подавляющую часть известных науке веществ.
На ранних стадиях общественного развития хозяйства ориентировались на биологические ресурсы (дикорастущие, земледельческие, животноводческие), со временем их база дополнилась минеральными ресурсами, вначале за счет использования металлических видов сырья, затем — органических (уголь, нефть), а впоследствии химических (фосфориты, апатиты и др.). Все шире вовлекаются в экономику природные источники энергии — сила движущейся и падающей воды (в том числе приливов и отливов), солнца и ветра, тепло подземных вод, энергия клеточного ядра.
При изучении естественных ресурсов важное значение имеет их научная классификация, т.е. разделение совокупности предметов, объектов и явлений природной среды на группы по функционально значимым признакам.