Территория северного кавказа с древнейших времен обжита человеком – в эпоху палеолита (примерно 3 тыс. лет до н. первые относительно точные сведения о народах кавказа античные древнегреческие и римские письменные источники. греки появились на побережье черного и азовского морей в vii в. до н. э. и имели колонии до iii в. до н. э. это было вызвано целым рядом причин: поиском новых рынков сбыта, освоением новых плодородных земель, оттоком наиболее активной части населения: крестьян, рабов, преступников. с viii по iii в. до н. э. весь равнинный северный кавказ заселен скифскими кочевыми племенами, а горная его часть - различными оседлыми земледельческими и скотоводческими . скифы вели большую торговлю с грецией. в последних веках до н. э. скифы были вытеснены далеко на запад в причерноморские степи пришедшими из-за волги сарматами. в лесистых горах по - прежнему жили предки адыгейцев, чеченцев, ингушей и дагестанских народностей. в предгорных районах во ii – iii вв. н. э. сложился многоплеменной союз во главе с аланами – предками современных осетин. в западном предкавказье проживали меоты – предки адыгейцев и черкесов. в iv в. н. э. все эти народности подверглись опустошительному разгрому полчищами кочевых племен гуннов, пришедших из степей заволжья. в результате многие племена были уничтожены, часть ассимилирована. в v-vi вв. н. э. на северном кавказе появились различные тюркские племена, а в vii – viii вв. появились хазары. они господствовали в степях, предгорья по-прежнему контролировали аланы. местные племена находились в основном на стадии распада первобытнообщинного строя, а пришедшие завоеватели – зарождения раннефеодальных отношений. в ix в. н. э. на северный кавказ проникают славяне. к этому времени под их влиянием находилось все северное причерноморье – бывшая территория греческого боспорского царства. из крыма через керченский пролив славяне овладели таманским полуостровом и основали здесь важный опорный пункт – город тмутаракань (современная тамань) – краснодарский край. отсюда князья святослав, глеб, роман, игорь в союзе с местными совершали военные походы вдоль до каспийского моря. в xi в. на территорию северного кавказа вторглись кочевые племена половцев (кипчаков) из-за закаспийских и заволжских степей, а в xii-xiii вв. – татаро-монголы. остатки разгромленных народов нашли спасение в горах кавказа. там пришлые народы смешивались с местными племенами и постепенно образовались племенные группы карачаевцев, и ирано-язычных осетин. в xiii – xiv вв. западнокавказская этническая группа адыгов распалась на ряд родственных племен: адыгейцев, черкесов, кабардинцев. восточнее терека в горах сохранились нахские племена – предки чеченцев и ингушей. остались неподвластными монголам и жители высокогорий дагестана. связи с русью поддерживались эпизодически. в результате произошло взаимопроникновение культур, что выразилось в появлении новых орудий труда, оружия, обычаев.
Русское заселение было направлено на равнины, где в конце ХIX века возник крупный район передового по тем временам сельского хозяйства, прежде всего возделывания зерновых для снабжения Центра России и на экспорт.
Сильное влияние на развитие района имело строительство железной дороги Ростов-Баку (в 1970-х). Она по самой густонаселенной предгорной полосе и в свою очередь еще большему её развитию и заселению. Вдоль этой дороги впоследствии были проложены автодорога, линии электропередач, нефтепровод, т.е. эта дорога стала главной осью развития района.
В годы первых пятилеток Северный Кавказ развивался как крупный район сельского хозяйства, сельскохозяйственного машиностроения и пищевой промышленности. В Ростове-на-Дону был построен крупнейший в мире завод сельскохозяйственного машиностроения « Ростельмаш», выпускавший многие виды машин. Продолжалось развитие Восточного Донбаса как угольно-металлургического района.
В Таганроге было создано Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения, главным конструктором которого стал инженер Г.М. Бериев. Вместе со своим заводом сейчас составляют Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева – центр проектирования и строительства гидросамолетов.
В республиках, бывших аграрными и менее развитыми, проводилась политика «подъема отсталых национальных окраин»: строились новые и развивались старые города – административные и культурные центры республик, промышленные предприятия, готовились кадры для преподавания на родном языке и т.д.
После Великой Отечественной войны продолжалось развитие района как агропромышленного, но росла и доля промышленности. Были построены крупные ГЭС – Цимлянская на Дону, Чиркейская на Сулаке (в Дагестане), завод азотных удобрений в Невинномысске, завод по производству электровозов в Новочеркасске, Ростовский вертолетный завод, ряд других крупных предприятий. Началась разработка вольфрамово-молибденовых руд в Кабардино-Балкарии, небольших месторождений нефти и газа в Ставропольском и Краснодарском краях.
2. Каковы особенности развития агропромышленного комплекса района?
Северный Кавказ – район высокоразвитого, интенсивного сельского хозяйства. Здесь сложился мощный многоотраслевой агропромышленный комплекс.
Многоотраслевое сельское хозяйство предопределило специализацию Северного Кавказа по продукции пищевой промышленности.
Особенностью района является развитие этих производств не только в городах, но и в сельских поселениях. Кроме того, на Северном Кавказе производят сельскохозяйственную технику, оборудование для перерабатывающих отраслей, минеральные удобрения.
Сильное влияние на развитие района имело строительство железной дороги Ростов-Баку (в 1970-х). Она по самой густонаселенной предгорной полосе и в свою очередь еще большему её развитию и заселению. Вдоль этой дороги впоследствии были проложены автодорога, линии электропередач, нефтепровод, т.е. эта дорога стала главной осью развития района.
В годы первых пятилеток Северный Кавказ развивался как крупный район сельского хозяйства, сельскохозяйственного машиностроения и пищевой промышленности. В Ростове-на-Дону был построен крупнейший в мире завод сельскохозяйственного машиностроения « Ростельмаш», выпускавший многие виды машин. Продолжалось развитие Восточного Донбаса как угольно-металлургического района.
В Таганроге было создано Центральное конструкторское бюро морского самолетостроения, главным конструктором которого стал инженер Г.М. Бериев. Вместе со своим заводом сейчас составляют Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева – центр проектирования и строительства гидросамолетов.
В республиках, бывших аграрными и менее развитыми, проводилась политика «подъема отсталых национальных окраин»: строились новые и развивались старые города – административные и культурные центры республик, промышленные предприятия, готовились кадры для преподавания на родном языке и т.д.
После Великой Отечественной войны продолжалось развитие района как агропромышленного, но росла и доля промышленности. Были построены крупные ГЭС – Цимлянская на Дону, Чиркейская на Сулаке (в Дагестане), завод азотных удобрений в Невинномысске, завод по производству электровозов в Новочеркасске, Ростовский вертолетный завод, ряд других крупных предприятий. Началась разработка вольфрамово-молибденовых руд в Кабардино-Балкарии, небольших месторождений нефти и газа в Ставропольском и Краснодарском краях.
2. Каковы особенности развития агропромышленного комплекса района?
Северный Кавказ – район высокоразвитого, интенсивного сельского хозяйства. Здесь сложился мощный многоотраслевой агропромышленный комплекс.
Многоотраслевое сельское хозяйство предопределило специализацию Северного Кавказа по продукции пищевой промышленности.
Особенностью района является развитие этих производств не только в городах, но и в сельских поселениях. Кроме того, на Северном Кавказе производят сельскохозяйственную технику, оборудование для перерабатывающих отраслей, минеральные удобрения.