Характеристика экономико-географического положения (ЭГП) Поволжья по плану:
1.Состав района. Положение района на территории страны (окраинное, пограничное, центральное в стране).
2.Экономическое окружение (соседние районы, пограничные государства).
3.Положение по отношению к транспортным магистралям (ж/д, автомобильным, речным), морским путям.
4.Положение по отношению к крупным топливно-энергетическим и сырьевым базам страны.
5. Какими природными ресурсами богат район.
Сделайте вывод о влиянии ЭГП района на развитие его хозяйства.
С точки зрения соседского положения важно определить соседей 1-го и 2-го порядков в региональном разрезе, отсюда вытекают выгоды соседского положения, обеспечивающие прямую и налаженную связь как с Западом (через Украину) , так и с Центром (через Центрально-Чернозёмный район) , и даже со Средней Азией и Сибирью (через Оренбургскую область и Казахстан) . Кроме того, выгодно и положение региона на крупной водной магистрали – р. Волге, обеспечивающей связь как с районами России и другими государствами в Каспийском бассейне, так и с Центром, Уралом и Северо-Западом.
При этом отмечается не очень выгодное положение области по отношению к главным экономическим центрам страны – опять-таки удалённость от Москвы и, тем более, от Санкт-Петербурга. Но при этом важна относительная близость по отношению к экономическим центрам «второго» порядка – Нижнему Новгороду, Самаре, Ростову-на-Дону.
С точки зрения транспортно-географического положения оно является относительно выгодным за счёт Волги в первую очередь и Волго-Донского судоходного канала им. В. И. Ленина, обеспечивающих выход в Чёрное, Азовское, Каспийское, Белое, Балтийское моря.
Волгоград – важный железнодорожный узел – от него отходят железнодорожные магистрали на Ростов-на-Дону (Волгоград – Морозовская – Лихая) , Краснодар (Волгоград – Котельниково – Куберле – Тихорецкая) , Астрахань (Волгоград – Ахтуба – Верхний Баскунчак) , Москву (Волгоград – Поворино – Оборона – Грязи-Волгоградские) и рокадная железная дорога (Волгоград – Иловля – Петров Вал – Саратов – Сызрань – Ульяновск – Свияжск) . Кроме того, от станции Петров Вал отходит крупная ветка на Балашов – Тамбов – Мичуринск. Через область проходит федеральная автотрасса «Каспий» Москва – Астрахань, кроме неё большое значение имеют автодороги Волгоград – Морозовск – Каменск-Шахтинский, Волгоград – Саратов – Сызрань. Выделяя в понятии ЭГП макро-, мезо- и микроположение, можно отметить, что положение Волгоградской области в пределах самой Российской Федерации относительно выгодное, т. к. частично входит в осевую зону расселения, имеет удобные пути сообщения с Центром и некоторыми ресурсными базами (Донбасс) , но, при этом, не имеет магистральных путей, связывающих Центр с прочими районами страны (за исключением Волги) . С точки зрения мезоположения, оно опять-таки относительно выгодное, т. к. относительно экономического района, либо федерального округа, область всё равно расположена на их окраинах. Относительно же соседних областей и республик (микроположение) , ЭГП области выгодное, в первую очередь, за счёт Волги и судоходного Волго-Донского канала, соединяющего Волгу с Доном.
Крайняя северная материковая точка России: м. Челюскин - 77°43' с.ш. 104° 18' в.д
Крайняя островная северная точка Росии: м. Флигели (о.Рудольфа) - 81° 49' с.ш 58° 51' в.д
Крайняя южная точка России: г. Базардзю (Кавказ) - 41°11' с. ш и 47° 47' в.д
Крайняя западная точка России : Коса в Гданьском заливе (Балтийское море) - 54° 26' с.ш и 19°38' в.д
Крайняя восточная материковая точка России: м. Дежнёва - 66° 05' с.ш и 169° 40' з.д
Крайняя восточная островная точка России: о. Ратманова (Берингов пролив) - 65° 30' с.ш и 169° 02' з.д